Проектирование региональной системы независимой оценки качества в дошкольном образовании
Мини-опрос Должность Стаж работы в ДОУ Есть ли у вас желание поменять сферу деятельности? Удовлетворены ли вы своей работой в сфере дошкольного образования? Гордитесь ли вы профессией педагога дошкольного образования?
Три главных вопроса Что оцениваем? Как оцениваем? Зачем оцениваем?
Качество образования характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реального образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Качество дошкольного образования обобщенная мера эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющуюся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители) и соответствует государственным нормативам
Цели развития качеств ребенка дошкольного возраста появление качественных личностных и когнитивных изменений: Когнитивное развитие; Речевое развитие Физическое развитие; Социальное развитие; Эстетическое и культурное развитие.
Цель системы оценки качества дошкольного образования: управление качеством дошкольного образования. Задача системы независимой оценки качества дошкольного образования - повышение качества дошкольного образования через: - контроль качества образования в условиях создания сети образовательных учреждений и органиазций, реализующих программы дошкольного образования, и создание за счет этого равных стартовых условий для детей при поступлении в школу; - выявление и обеспечение поддержки дошкольных учреждений и организаций, предоставляющих образовательные услуги высокого качества.
Ориентировочные этапы создания региональной службы независимой оценки качества дошкольного образования. 1.Аналитический этап. Этот этап включает: Изучение тенденций, складывающихся в реализации программ дошкольного образования в регионе/муниципалитете. Изучение приоритетов, сложившихся в регионе/муниципалитете в сфере оценки качества дошкольного образования. Сбор и анализ региональной статистики по качеству образования детей, позволяющей создать представления о высоком, низком и среднем уровне качества. Эту задачу необходимо решить, поскольку при оценке качества в отдельном образовательном учреждении/организации неизбежно сопоставление со средними показателями по региону. Общественное обсуждение новых представлений о качестве дошкольного образования. В ходе общественного обсуждения возникает возможность создания общего проблемного поля для родителей, педагогов школы и дошкольного образования.
2.Этап разработки включает: Принятие нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность региональной службы независимой оценки качества и ее муниципальных филиалов. Разработку положений и регламентов оценки качества на уровне региона и муниципалитета. Подбор «пакета» стандартизированных методик, используемых при определении качества образования детей разных возрастных групп. Разработку нестандартизированных показателей психического развития и здоровья детей, соответствующих современным представлениям о дошкольном возрасте. Широкое информирование педагогической общественности и граждан о целях, содержательных приоритетах и методах работы службы независимой оценки качества дошкольного образования. Апробацию новых моделей дошкольных ОО/ОУ в пилотных муниципалитетах.
3.Этап внедрения включает Проведение лицензирования учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, в новом формате. Получение обратной связи и корректировка разработанных положений и процедур.
«Что?» Приоритетные условия Профессионализм педагогов Среда, условия Управление Затраты Приоритетные ориентиры результатов Развитие ребенка (базисные качества: мышление, внимание, память, воображение, речь; готовность к школе – умения письма, счета, социальные умения) Здоровье Ценности Уровни Индивидуальный Локальный Муниципальный Региональный Федеральный
Работа в группе
Качество характеризуется личным отношением Удовольствие от работы Внутренняя ответственность Гордость за свою профессию
Кадровое обеспечение Наличие воспитателей и узких специалистов (логопедов, психологов и др.) Наличие среднего и высшего специального профессионального образования Педагог должен обладать профессиональными и личностными компетенциями в соответствии с ФГОС ДО Непрерывное повышение квалификации Изменение типа взаимоотношений субъектов образовательных отношений Соотношение количества детей и воспитателей 1/15
Предметно-пространственная развивающая среда Доступная, в том числе для детей с ОВЗ Мобильная, трансформируемая, насыщенная Учет реализуемой образовательной программы Учет возрастных особенностей Наличие дидактического, игрового материала с учетом региональных особенностей (игры, мини-музеи и др.) Безопасная с позиции психического здоровья Учет гендерного подхода
Потребители ДОО Родители Школа Учредитель
Для чего нуж Стимулирование Конкурентоспособность
Показатели (проблема) Критерии (результат) Выделите показатели для определения качества ДО
Показатели 1Материально- технические условия Участок, ТСО, развивающие центры, бассейн, 2КадрыНаличие специалистов, медицинское обслуживание, внешний вид, 3Микроклимат в ДООФормы общения, имидж ДОО 4Наличие индивидуальных программ Психолого-педагогическое сопровождение 5Организация образовательной деятельности 6Мотивация к школьному обучению Уровень обученности и воспитанности, психологическое здоровье ребенка, коммуникабельность 7Государственно- общественное управление Учет мнения родителей, Управляющий совет, Попечительский совет 8Вовлеченность родителей в ОП Переговоры, активность сайта, применение разных форм взаимодействия 9Безопасность Родители