ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Тестовые задания по вариантам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест по теме: «Средства выразительности» (В8) Вариант 3.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Изобразительно - выразительные средства языка Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят : « Прощай !» Олицетворение Что ищет он в стране далекой, что.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Тропы. Стилистические фигуры Дата: г. Класс: 11 Предмет: русский язык Учитель: Тимкова Татьяна Степановна.
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Транксрипт:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Тестовые задания по вариантам

1

А. Троп – это образное выражение, содержащее преувеличение. Б. Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В. Троп – это образное выражение, содержащее преуменьшение. Выберите правильное определение 1

Определите, в каком столбике Определите, в каком столбике перечислены только тропы: перечислены только тропы: а) метонимия; б) метафора; в) метафора; гипербола; анафора; эпитет; эпифора; сравнение; метонимия; олицетворение; олицетворение; гипербола; перифраза; ирония; аллегория. 2

а) эпифора; эпитет; риторическое обращение; синекдоха; б) антитеза; градация; параллелизм; инверсия; умолчание; В) анафора; олицетворение; риторический вопрос; оксюморон. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: 3

Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) д) А..егория лл л лл л лл Гр..дация о а а о а Пр..образ о а а о о Пара..елизм лл л л лл лл..нафора о а о а а Выберите правильный ответ. 4

1.Зачем, Когда придет пора, а) Риторический вопрос. Мы гоним детство со двора? б) Риторическое Зачем стараемся скорей обращение. Перешагнуть ступени дней? в) Асиндетон. г) Полисиндетон. 2. Ступеньки вверх, а) Антитеза. Ступеньки вниз - б) Эпифора. Кружится голова. в) Анафора. г) Риторическое восклицание. Определите фигуры речи 5

3. С горы бежит поток проворный, а) Антитеза. В лесу не молкнет птичий гам б) Инверсия. (Ф.Тютчев) в) Синекдоха. г) Анафора. 4.Уж вечер… облаков померкнули края, а) Эпифора. Последний луч зари на башнях умирает; б) Антитеза. Последняя в реке блестящая струя в) Эллипсис. С потухшим небом угасает. г) Анафора. (М.Лермонтов) 5. Приехав домой, Лаевский и а) Антитеза. Надежда Федоровна вошли б) Градация. в свои темные, душные, в) Умолчание. скучные комнаты. г) Эпифора. (А.Чехов) 5 Определите фигуры речи

1.Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А.Фет) А. Метонимия. В. Эпитет. Б. Олицетворение. Г. Перифраза. 2.Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет… (А.Пушкин) А. Метонимия. В. Литота. Б. Гипербола. Г. Эпитет. 3.Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь) А. Литота. В. Гипербола. Б. Перифраза. Г. Метонимия. 4. Невольник чести. (М.Лермонтов) А. Олицетворение. В. Аллегория. Б. Перифраза. Г. Эпитет. Назовите тропы 6

5. Орлу подобно он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. (А.Пушкин) А. Антитеза. В. Литота. Б. Метонимия. Г. Сравнение. 6. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин) А. Олицетворение. В. Аллегория. Б. Метонимия. Г. Эпитет. 7. Мальчик с пальчик. А. Гипербола. В. Сравнение. Б. Литота. Г. Олицетворение. Назовите тропы 6

А. Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному. Б. Аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. В. Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением. Г. Метонимия – троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого. Д. Синекдоха – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Е. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Укажите неверные утверждения7

1.Сласть слез соленых знала Изергиль, И сладость волн соленых впита Мальвой. Под каждой кофточкой, под каждой тальмой - Цветов сердец зиждительная пыль. 2.Послушница обители любви Молитвенно перебирает четки. Осенней ясностью в ней чувства четки. Удел-то святости непоправим. 3.Поет он гимны всем семи грехам, Непревзойденный в митинговой глотке. Историков о нем тоскуют плетки Пройтись по всем стихозопотрохам. А. М.Горький; Б. В.Маяковский; В. В.Брюсов; Г. М.Цветаева; Д. А.Ахматова. 8 Определите, кто из русских писателей и поэтов изображен И.Северяниным в этих строках:

А. Буря, ураган, тайфун, смерч. Б. Бить, колотить, лупить, дубасить, тузить, дуть. В. Бранить, ругать, хулить, журить, распекать, разносить. Г. Писатель, автор, прозаик, литератор. Д. Радоваться, восхищаться, восторгаться. 9 Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления

От 22 – 24баллов – «5»; 18 – 21бал. – «4»; 13 – 17бал. – «3»; 8 – 12бал. – «2». Проверь себя! Вариант 1 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – д; 5 – 1А, 2А,В; 3Б, 4Г, 5Б; 6 – 1Б, 2А, 3В, 4Б, 5Г, 6Г, 7Б; 4Б, 5Г, 6Г, 7Б; 7 – В,Д; 8 – 1а, 2д, 3б; 9 – Б,В. Ключ к ответам

2

А. Стили – это художественно-изобра- зительные средства языка. Б. Стили – это богатство и существенные закономерности язака. В. Стили – это единицы текста. 1 Выберите правильное определение

А) Гипербола; эпитет; параллелизм; антитеза; инверсия; Б) Перифраза; олицетворение; оксюморон; эпитет; метафора; В) Умолчание; метонимия; синекдоха; градация; эллипсис. 2 Определите, в каком столбике перечислены только тропы:

А) Умолчание; антитеза; анафора; эпифора. Б) Параллелизм; антитеза; олицетворение; перифраза; умолчание. В) Риторический вопрос; гипербола; ирония; литота. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи: 3

Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) д) Ол..цетворение и е и и и пер..фраза е е и и е л.. тота и е и е и г..пербола е и и е и мет..нимия а а о а о Выберите правильный ответ 4

1. Игорь спит, А). Анафора. Игорь бдит, Б). Асиндетон. Игорь мыслию поля мерит. В). Инверсия. («Слово о полку Игореве») Г). Эллипсис. 2. Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлеными щиты. («Слово о полку Игореве») А. Градация. Б. Антитеза. В. Асиндетон. 3. В синем небе звезды блещут, А). Параллелизм. В синем море волны плещут. Б). Антитеза. (А.С.Пушкин) В). Инверсия. Определите фигуры речи 5

5. И день за днем А). Инверсия. ужасно злить Б). Эпифора. меня вот это стало. В). Градация. (В.Маяковский) Г). Эллипсис. 6.Мы села – в пепел; грады – в прах; В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский) А. Эллипсис. В. Градация. Б. Асиндетон. Г. Эпифора. 4. И какой русский не любит быстрой езды? (Н.Гоголь) А. Инверсия. Б. Риторический вопрос. В. Антитеза. 5 Определите фигуры речи

Назовите тропы. Назовите тропы. 1.Страна восходящего солнца. А. Гипербола. В. Метонимия. Б. Перифраза. Г. Эпитет. 2.В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) (В.Маяковский) А. Эпитет. В. Синекдоха. Б. Метафора. Г. Гипербола. 3.Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов) (М.Лермонтов) А. Аллегория. В. Эпитет. Б. Метафора. Г. Перифраза. 4.Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке) (О слабом человеке) А. Ирония. В. Аллегория. Б. Перифраза. Г. Эпитет. 6

5. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) (Н.Некрасов) А. Гипербола. В. Литота. Б. Эпитет. Г. Синекдоха. 6.А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский) (В.Маяковский) А. Метонимия. В. Эпитет. Б. Литота. Г. Перифраза. 7.Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи. (Ф.Тютчев) Синеют озера струи. (Ф.Тютчев) А. Сравнение. В. Эпитет. Б. Литота. Г. Метафорф. 6 Назовите тропы

А. Перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания. Б. Омонимы – слова, имеющие противоположное значение. В. Градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. Г. Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Д. Оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого. Укажите неверное утверждение 7

Определите, кто из русских Определите, кто из русских поэтов и писателей изображен в этих строках. 1.Он тщетно на земле любви искал: Ее здесь нет. Когда же свой оскал Явила Смерть, он понял: - Незнакомка. 2.Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком. 3.Писатель балаклавских рыбаков, Друг тишины, уюта, моря, селец… А). С. Есенин; Б). А. Блок; В). А. Куприн; Г). В. Маяковский; Д). И. Бунин. 8

Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления 9 А. Умер, скончался, преставился, дал дуба, сыграл в ящик. Б. Безграничный, бескрайний, бесконечный, необозримый, необъятный. В. Лицо, лик, физиономия. Г. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться. Д. Лаять, брехать, тявкать, гавкать.

1 – Б; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – 1А, 2В, 3Б; 4А, 5Б, 6А, 7А; 4А, 5Б, 6А, 7А; 6 – 1Б, 2Г,3Б, 4А, 5В, 6А, 7А; 5В, 6А, 7А; 7 – Б, Е; 8 – 1б, 2а, 3д; 9 – А, В, Д. Вариант 2 Проверь себя! От 23 – 26 баллов – «5»; 19 – 22 бал. – «4»; 14 – 18 бал. – «3»; 8 – 13 бал. – «2» Ключ к ответам

Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»