1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на эту тему? 2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 3. Если ребенок предлагает вам помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться? 4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 5. Используете ли вы формулу запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы что последовательность, есть один из педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка? 10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать ни когда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением образования в этой области. От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупны ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас за это полностью вознаградят. Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не останавливайтесь на достигнутом.
Слушается во всем своих родителей; Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома; Помогает старшим братьям и сестрам и взрослым, не обижает младших; Умеет отвечать за свои поступки; Самостоятелен и активен; Имеет друзей и дорожит ими; В любой ситуации всегда говорит правду; Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям; Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится; Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться; Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.
Понимают своих детей (78 учащихся); Любят своих детей (60 учащихся); Помогают решать проблемы (23 учащихся); Не кричат на своих детей (60 учащихся); Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (82 учащихся); Не читают нотации (20 учащихся); Не пьют (18 учащихся).
Что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.
Следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:
По поводу и без повода
Маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.
Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.