Игра и игровая деятельность на уроках русского языка (из опыта работы учителя МОУ Антиповской СОШ Тимофеевой В.Н.)
Классификация дидактических игр (по разделам лингвистики) (по разделам лингвистики) 1.фонетические; 1.фонетические; 2.лексико-фразеологические; 2.лексико-фразеологические; 3. морфемные и словообразовательные; 3. морфемные и словообразовательные; 4.орфорграфические; 4.орфорграфические; 5.морфологические; 5.морфологические; 6.синтаксические. 6.синтаксические.
Другие классификации: 1.учебные; 1.учебные; 2.комбинаторные; 2.комбинаторные; 3.аналитические; 3.аналитические; 4.ассоциативные; 4.ассоциативные; 5.контекстные; 5.контекстные; 6.языковые; 6.языковые; 7.творческие. 7.творческие. (по Л.В.Петрановской, кн. «Игры на уроке русского языка») (по Л.В.Петрановской, кн. «Игры на уроке русского языка») 1.познавательные; 1.познавательные; 2.обучающие; 2.обучающие; 3.тренировочные; 3.тренировочные; 4.контролирующие; 4.контролирующие; 5. тренинговые; 5. тренинговые; 6.обобщающие; 6.обобщающие; 7.развивающие. 7.развивающие. ( по характеру педагогического процесса) ( по характеру педагогического процесса)
«Конкурс пародистов» фраза Фу,фу.фу! Русским духом пахнет! фраза Фу,фу.фу! Русским духом пахнет! Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Корову заведём, молоко пить будем. Корову заведём, молоко пить будем. тембр тембр Старческий,хриплый, низкий. Нежный,мелодичный, приятный. Ласковый, мурлыкающий.
Учись говорить правильно! Грибфрукт, грейпфрукт Грибфрукт, грейпфрукт Антонобиль Антонобиль Леворуция Леворуция Перелетарий Перелетарий пример-министр пример-министр скупиляция(скупилянт) скупиляция(скупилянт) Константировать Константировать Плитуар Плитуар Полусадик Полусадик Спинжак Спинжак Подскриптум Подскриптум Полуклиника Полуклиника ФруктАнтонЛевыйПерелетать Пример Пример Скупой Скупой Константин Константин Плита Плита Половина,сад Половина,сад Спина Спина Под Под Пол Пол
«Собери фразеологизм» как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых; как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых; расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу. расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
«Аббревиатура» 1.войска особого назначения 1.войска особого назначения 2.Московский углехимический институт 2.Московский углехимический институт 3.гаубичный артиллерийский дивизион 3.гаубичный артиллерийский дивизион 4.Московский университет леса 4.Московский университет леса 5.периферийное устройство 5.периферийное устройство 6.начальник ветеринарной части 6.начальник ветеринарной части 7.начальник воздушного флота 7.начальник воздушного флота 8.федеральная авиационная служба 8.федеральная авиационная служба 9.Ленинградский государственный архив литературы и искусства 9.Ленинградский государственный архив литературы и искусства 10.институт востоковедения Академии наук 10.институт востоковедения Академии наук ВОН МУХИН ВОН МУХИН ГАДи ГАДи МУЛ МУЛ ПФУ ПФУ навет навет навоздух навоздух ФАС ФАС ЛГАЛИ ЛГАЛИ ИВАН ИВАН
«Сдвиг» 1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»). 1.Медаль «За мужество в бою» (первоначальный вариант – «За отвагу»). 2.Можно ли быть равнодушным ко злу? 2.Можно ли быть равнодушным ко злу? 3.С свинцом в груди лежал он недвижим. 3.С свинцом в груди лежал он недвижим. 4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали? 4.Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали? 5.И шаг твой землю тяготил. 5.И шаг твой землю тяготил. 6.Он с трепетом к княгине входит. 6.Он с трепетом к княгине входит.
«Неаккуратная фраза» Вся команда сейчас находится в интересном положении! (Передача «Что? Где? Когда?» Вся команда сейчас находится в интересном положении! (Передача «Что? Где? Когда?» На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации. На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации. Горем и удивлением поразила его смерть всех немцев. (А.Н.Толстой) Горем и удивлением поразила его смерть всех немцев. (А.Н.Толстой) Старый поп, одной ногой уже вступивший в гроб, двух молодых венчал перед налоем. (А.С.Пушкин) Старый поп, одной ногой уже вступивший в гроб, двух молодых венчал перед налоем. (А.С.Пушкин) От жениха князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Риги. (Л.Н.Толстой) От жениха князя Андрея получено было четвёртое письмо, из Риги. (Л.Н.Толстой) Крестьяне трудом своих рук поднялись на ноги. (Шк.соч-е) Крестьяне трудом своих рук поднялись на ноги. (Шк.соч-е) Обвинение премьер-министра было поддержано президентом. (Телепередача) Обвинение премьер-министра было поддержано президентом. (Телепередача)
«Пресс-клуб» Анализируется выступление по критериям: Анализируется выступление по критериям: - качества «человека на трибуне»; - качества «человека на трибуне»; - актуальность и новизна содержания выбранного материала; - актуальность и новизна содержания выбранного материала; - качество сценических находок в подаче материала. - качество сценических находок в подаче материала.
«Узаконенные подсказки» КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ – Чёрточки не позабудь. Чёрточки не позабудь. И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ Ставьте чёрточки везде. Ставьте чёрточки везде. Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ Без дефиса отдели. Без дефиса отдели. Слитно пишутся предлоги НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ - Знаю все наперечёт. ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ - Знаю все наперечёт.
задания на 3 балла для учащихся 8- 9 классов: 1.Согласно известной математической шутке, такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам, - это: (А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса. (А) бисектрисса; (Б) биссектрисса; (В) бисектриса; (Г) бесектриса; (Д) биссектриса. 2.В результате соединения каких частей речи получилось имя доктора Айболита? (А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное. (А) наречие + глагол; (Б) наречие + существительное; (В) междометие + глагол; (Д) существительное + существительное.
Задания на 4 балла: 1.Какое словосочетание нужно поставить вместо пропуска во фразу: Это был________________,как медвежонок. (А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он. (А) некто иной; (Б) не кто иной; (В) кто не иной; (Г) ни кто иной; (Д) никто иной. (Б) – именно он. 2. Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Какое? (А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы. (А) боярин; (Б) вече; (В) армяк; (Г) ямщик; (Д) чело. (Д) –архаизм (ЛОБ), остальные – историзмы.
Задания на 5 баллов. 1.Ознакомьтесь с предложениями на японском языке и их переводами: Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама Хэя-ни хаха-га иру – в комнате находится мама Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол Хэя-ни цукуэ-га иру – в комнате находится стол Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд Нива-ни икэ-га ару – во дворе находится пруд Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка Нива-ни нэко-га ару – во дворе находится кошка Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка. Икэ-ни сакана-га иру - в пруду находится рыбка. Как переводится на японский язык предложение: в комнате находится собака, - если известно, что по- японски собака – ину: (А) ину-ни хэя-га иру; (А) ину-ни хэя-га иру; (Б) хэя-га ину-ни ару; (Б) хэя-га ину-ни ару; (В) хэя-ни ину-га иру; + (В) хэя-ни ину-га иру; + (Г) хэя-ни ину-га ару; (Г) хэя-ни ину-га ару; (Д) хэя-ни ину-ни иру. (Д) хэя-ни ину-ни иру. 2.Сколько общих звуков в словах свой и овсяный? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J. (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. (Б) – J.
«Кто в тереме живёт?» Жили-были 10 дружных имён существительных: дуб, жёлудь, сани, ворота, сахар, тропинка, степь, конь, молоко, уверенность. Вот однажды шли они по лесу и оказались перед двумя теремами. Постучались в первый: - Тук-тук, кто в тереме живёт? А им отвечают: - Здесь живут существительные, изменяющиеся по числам. Постучали во второй – слышат: Постучали во второй – слышат: - Здесь живут существительные, не изменяющиеся по числам. Подумали. Посоветовались имена существительные и разошлись по разным теремам. Как вы думаете, кто из них живёт в первом, а кто – во втором тереме?
«Цветок – друг и цветок – недруг» «Цветок – друг и цветок – недруг» Однажды меня на улице остановил незнакомец. Однажды меня на улице остановил незнакомец. - Здравствуй, - сказал он. – Как жизнь? - Здравствуйте, - ответил я и с удивлением посмотрел на незнакомца. - Как настроение? - Так себе, - сказал я неуверенно. - Хочешь его изменить? - Хочу. А как? Тут незнакомец развернул пакет, который держал в руках. И я увидел (1) … цветок: лепестки у него были (2) …, листья (3)…, а стебель (4) …. Тут незнакомец развернул пакет, который держал в руках. И я увидел (1) … цветок: лепестки у него были (2) …, листья (3)…, а стебель (4) …. - Понюхай его, - сказал незнакомец. Я наклонился к цветку и почувствовал (5) …, (6) … запах. Я наклонился к цветку и почувствовал (5) …, (6) … запах. - Если нюхать этот цветок в течение трёх минут, - произнёс незнакомец, - то настроение твоё окончательно определится, станет (7) …. Ну, так как? Подарить тебе этот цветок? - Нет, не хочу! – испуганно сказал я и поспешно зашагал прочь. - Конечно, благодарю вас! – воскликнул я и протянул руку к цветку. Прилагательные мы вставили разные, но у всех в первом рассказе они создавали образ цветка- недруга, а во втором – цветка-друга.
1.странный 2.грязно-серый 3.морщинистый 4.колючий 5.неприятный 6.резкий 7.скверный 1 красивый 2.голубой 3.нежный 4.гибкий 5.приятный 6.тонкий 7.прекрасный
Почему стоит применять игры в обучении? 1.Игры позволяют учащимся решать трудные проблемы. 2.Позволяют «сжимать» время. 3.Психологически привлекательны для учащихся. 4.Повышают мотивацию, привлекательность учебного предмета.
Литература 1.Акишина А. Игры на уроках русского языка. М.: Русский язык, Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. Орфография, пунктуация, стилистика. М.: Айрис Рольф, Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Ростов-на-Дону: Март, Библиотечка «Первое сентября». Сб.1,5. М.: Чистые пруды, Столбунова С.В. Виды игровой деятельности (материалы дистанционных курсов). М.: Первое сентября, Постникова И.И. и др.. Просто и занимательно о русском языке. М.: Просвещение, www. metodisty. ru / m / groups / files/lubiteli russkoj slovesnosti