Основы личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Педагогическое общение -общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально- педагогической деятельности.
ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ - это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне. Что такое позиция общения?
Позиции воспитателя по отношению к детям: "Карабас-Барабас" Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет. В случае необходимости дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей.
"Мальвина" Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное. В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
«Спящая красавица» Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными. «Снежная королева» Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, холодность по отношению друг к другу.
"Наседка" Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности. "Мери Попинс" Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.
общение заигрывание общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью общение- дистанция общение устрашение общение на основе дружеского расположения Стили педагогического общения:
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Что такое дистанция общения?
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ – это общее визуальное и мыслимое пространство с однозначным пониманием смысла средств общения. Что такое пространство общения?
Во время разговора важно! Чтобы собеседники видели друг друга; Стремиться, чтобы они находились в равных позициях общения и видели одну и ту же зрительную картину перед глазами; Чтобы в словах имелся одинаковый смысл. Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
Необходимо помнить: Взрослые и дети постоянно находятся в разных «пространствах», каждый в своем; в «пространстве» ребенка главное место занимают игры, занятия; Взрослые и дети находятся на разных позициях; Взрослые и дети часто в одних и тех же словах усматривают совершенно разный смысл; Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом. Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
ВЫВОД Очень важно, чтобы Вам и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Педагог и дети должны быть не рядом и не над, а вместе, т.е. педагог должен как можно чаще выбирать личностно-ориентированную модель взаимодействия друг с другом.
Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть !