Учитель - дефектолог Барабанова М. Г. Инклюзивный подход в работе учителя - дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы психодиагностики Обследование аутичных детей.
Advertisements

Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Роль дефектолога в системе работы ПМПК в школе VIII вида Дефектолог, учитель математики ГБС(К)ОУ школа 21 VIII вида Паршина А.Г.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Организация психолого- педагогического сопровождения аутичного ребёнка в специальном детском саду Практический психолог Херсонского специального д/с 8.
Транксрипт:

Учитель - дефектолог Барабанова М. Г. Инклюзивный подход в работе учителя - дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями

Категория обучающихся уч. год уч.год уч.год Колич ество детей Кол-во детей воспит ываю щихся в семье Коли честв о детей воспи тыва ющих ся в интер нате Кол-во детей- аутисто в Колич ество детей Кол-во детей воспиты вающихс я в семье Количест во детей воспиты вающихс я в интернат е Кол-во детей аутисто в Колич ество детей Кол-во детей воспиты вающихс я в семье Количес тво детей воспит ывающ ихся в интерна те Кол- во дете й аути стов Дети с легкой умственной отсталостью Дети с умеренной умственной отсталостью 54_ 149 _ Общее количество обучающихся

Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.

Признаки аутизма Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими. Отгороженность от внешнего мира. Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним («аффективная блокада»). Наблюдается недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, придающая таким детям сходство со слепыми и глухими (псевдослепота, псевдоглухота).

Структура первичного диагностического обследования Сбор анамнеза Определение уровня нарушений эмоционально - волевой сферы Диагностика познавательной сферы Сформированность учебных умений и навыков

Установление эмоционального контакта

Сенсорные игры

Первый тип аутистического дизонтогенеза уровень полевой реактивности : повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает); наличие «полевого» поведения; мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; вычурность двигательных поз.

Второй тип уровень стереотипов : выраженная чувствительность к внешним стимулам силе голоса, света, температуре, прикосновениям; активное отторжение мира в виде аутостимуляций; обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии; проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.); наличие страхов; автономная игра.

Третий тип уровень экспансии : проявление выраженной конфликтности поведения; быстрая пресыщаемость в любой деятельности; выраженная избирательность в контактах; наличие немотивированных страхов; безадресная речь, не направленная на собеседника; отсутствие использования местоимений первого лица; взгляд «сквозь» человека.

проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; симбиотическая связь с близкими (с матерью); речь может носить затухающий характер; визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер. Четвертый тип уровень эмоционального контроля:

Психолого - педагогическое изучение познавательной сферы ДиагностикаЦель, источник Оценка развития познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Цветные прогрессивные матрицы Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы Психолого- педагогическая диагностика развития детей Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Психолого- педагогическое обследование детей Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Методика «Обобщение понятий» Цель – исследование логичности мышления Диагностика « Сравнение » Цель – исследование логичности мышления Тест Когана Цель – исследование схематического мышления.

Основные задачи коррекционно - развивающего обучения Установление эмоционального контакта Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы Коррекция и развитие познавательной сферы Коррекция и устранение пробелов учебной деятельности

Психологические игры и упражнения « Совместное рисование » « Нарисуем свое настроение » « Мыльные пузыри » « Я скажу, а ты повтори »

Схемы - ритуалы

Учебные умения и навыки учебный год ( Математика, Саша Д.) Начало годаI полугодиеКонец года знание основных цветов знание формы предметов положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга части суток, порядок их следования дни: вчера, сегодня, завтра цифры в пределах 10 соотношение количества предметов с соответствующим числительным, цифрой состав чисел 2, 3, 4,5 из двух слагаемых названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания сравнивание предметов по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку» решение задач на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия - отлично - удовл. - хорошо

Учебные умения и навыки учебный год ( Обучение грамоте, Саша Д.) Начало годаI полугодиеКонец года различать звуки на слух и в произношении анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ писать строчные и прописные буквы списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения может выучить наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя - отлично - удовл. - хорошо

Структура индивидуальной коррекционно - развивающей программы Пояснительная записка 1. Общая характеристика программы коррекционной работы Цели программы Задачи программы Основные принципы ( преемственность, соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи ). 2. Структура и содержание программы коррекционной работы Концептуальный модуль ( основная цель сопровождения, организационно - управленческая форма сопровождения ). Диагностико - консультативный модуль ( медицинский работник, психолог, логопед, социальный педагог, учитель ) Коррекционно - развивающий модуль ( содержание и формы коррекционной работы учителя – дефектолога ). Лечебно - профилактический модуль Социально - педагогический модуль ( программы повышения профессиональной компетентности педагога, психотерапевтическая работа с семьей ). 3. Механизм реализации программы 4. Этапы реализации программы ( этап сбора и анализа информации, этап планирования, организации, координации, этап диагностики коррекционно - развивающей образовательной среды, этап регуляции и корректировки ).

5. Организационно - педагогические условия реализации программы 6. Требования к условиям реализации программы. ( психолого - педагогическое обеспечение, программно - методическое обеспечение, кадровое обеспечение, финансово - экономическое обеспечение, материально - техническое обеспечение, информационное обеспечение ). 7. Планируемые результаты коррекционной работы. универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в результате реализации коррекционной программы метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в результате реализации коррекционной программы 8.Методы оценки результатов. 9.Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы, корректировка коррекционных мероприятий ( диагностический модуль, коррекционно - развивающий модуль, консультативный модуль, информационно - просветительский модуль Структура индивидуальной коррекционно - развивающей программы

Коррекционно - развивающие игры - упражнения На установление контакта ( упр. « Ручки », « Ладошки », « Глазки ») Развитие активности ( упр. « Поводырь », « Птички » ) Развитие контактности ( упр. « Погладь кошку », « Поговори со мной » Усиление психологической активности. Развитие восприятия. ( упр. « Зашумленные объекты », « Складывание узора по образцу », упр. на развитие пространственной координации ( справа, слева, над, под ). Психотехнические игры ( упр. « Найди место для кошки », « Собери фигурки » и др.) Развитие аналитико - синтетической сферы ( таблицы Равенна, графические диктанты, упр. « Продолжи ряд »). Развитие внимания ( корректурные пробы, таблицы, лабиринты и др.) Развитие памяти ( упр. « Запомни слова », « Снежный ком », « Найди отличия »). Развитие речевого общения ( упр. « Повтори », « Закончи фразу », « Назови », « Эхо »). Развитие личностно - мотивационной сферы ( упр. « Моя семья » « Пришел Мурзик поиграть »).

Учебная деятельность Образовательные задачи : Познакомить учащегося с новой буквой « Л », учить узнавать называть букву, выделять ее среди других букв, учить подбирать слова с данной буквой, составлять и читать слова из усвоенных слоговых структур. Коррекционно - развивающая деятельность Коррекционные задачи : Корригировать и развивать восприятие буквы, выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развивать речь, обогащать словарный запас.

Рекомендации необходимо постоянно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации ; по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами ; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте ; учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия ; помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Мониторинг психофизического развития обучающегося Эмоционально - волевая сфера Параметры учебный год учебный год Начало уч. года I полугодиеКонец III четверти ИтогНачало уч. года I полугодиеКонец III четверти Итог Ориентация Устойчивость целенапрвленн ого поведения Торможение реакций Контактность Выраженность эмоций Проявление негативизма отказ от выполнения задания 1- выполнить задание не может 2-выполняет задание с помощью взрослого 3-выполняет задание по образцу 4-выполняет задание по словесной инструкции, но требуется частичная помощь взрослого 5-выполняет задание самостоятельно

Эмоционально - волевая сфера

Развитие познавательных функций Параметры учебный год учебный год Начало уч. года I полугодиеКонец III четверт и ИтогНачало уч. года I полугодиеКонец III четверти Итог Кругозор Восприятие Внимание Память Мышление Моторика Речь отказ от выполнения задания 1- выполнить задание не может 2-выполняет задание с помощью взрослого 3-выполняет задание по образцу 4-выполняет задание по словесной инструкции, но требуется частичная помощь взрослого 5-выполняет задание самостоятельно

Развитие познавательных функций

Работа с родителями Первый этап снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребёнка ; поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка ; формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребёнка ; сохранение адекватных родительско - детских отношений и стилей семейного воспитания.

Работа с родителями Второй этап психологическая помощь членам семьи ; ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка ; составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях ; обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки домашних заданий.

« Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас с вами на человечность » ( Р. Шнайдер – педагог и философ ).