«Эффективная школа" С -Петербург 25 апреля 2014
Понятие ЭШ «Эффективная школа нацелена на достижение наилучших образовательных результатов у максимального числа учеников как в когнитивных (знаниевых), так и в прочих областях независимо от социально-экономического положения их семей» организация, обеспечивающая общее среднее образование, которая максимально удовлетворяет образовательные запросы заказчиков: учащихся, родителей, социума и государства « Эффективный» - делающий нужную работу
Признаки ЭШ 1. Лидерство директора в образовательном процессе. 2. Ясная и сфокусированная цель для всех. 3. Безопасная и здоровая окружающая среда. 4. Климат высоких ожиданий от всех детей. 5. Регулярное отслеживание результатов и коррекция процесса их достижения. 6. Положительные отношения семьи и школы. 7. Наличие у учащихся времени на выполнение заданий.
«Классика ЭШ». П. Мортимор "Эффективной школой является такая школа, в которой ученики достигают большего, чем можно было бы ожидать, принимая во внимание их потенциал» (Мортимор, 1991).
«Развивающаяся школа» «Основной мотив философии развития школы в том, что ответственность за процесс усовершенствования должна лежать на самой школе. Для этого руководству школы, педагогическому коллективу и школьному сообществу необходимы соответствующие полномочия.» П. Мортимор
О финансировании ЭШ «Я не говорю, что величина выделяемых средств не имеет никакого значения. Образованию и воспитанию всегда будет не хватать тех денег, которые в состоянии выделить им государство. Но и без этого возможны качественные изменения, ведущие к повышению учебных показателей школьников».(П.Мортимор)
Об учителях «…учителей обвиняют в низком уровне академической подготовки учеников. Существует также тенденция преувеличивать тот факт, что учителя не обладают нужной квалификацией»… «Вместо того чтобы активно искать козлов отпущения, ответственные политики должны бы поискать способы поддержать педагогов» (П.Мортимор)
О директоре «… могут быть школы, когда директор - лидер в преподавании, но школа неуспешна; но не обнаружены успешные школы, когда директор не является лидером в преподавании» (Р. Эдманс)
О результатах обучения Результаты обучения представляют ограниченную ценность, если мы хотим написать план улучшения школы. Причиной этому является то, что контролируемые достижения учащихся -- это то что экономисты назвали бы последующим индикатором -- это измерение степени обученности после свершившегося факта. Нельзя улучшить качество системы, сосредоточив внимание на индикаторах свершившегося факта. Они важны в определении степени эффективности системы, но они ограничены в возможности улучшить систему. Не видно и не ясно, что улучшать: лидерскую позицию директора, школьную среду, взаимодействие с родителями или что-то другое. Программа улучшения строится на убеждениях учителей, на действиях учителей, на школьном климате, на убеждениях и поведении учащихся.
«Улучшающаяся школа» Это школа, которая может, в смысле измеряемого результата и в свете целей обучения для всех, обнаружить и качество, и социальную справедливость. Оценка улучшающейся школы фокусируется на улучшениях в самой этой школе, а не только в сравнении с другими учебными заведениями.
« Школа будущего» – это школа устойчивого развития
Спасибо за внимание! Прикот Олег Георгиевич, д.п.н., проф. НИУ ВШЭ (СПб), СПбАППО, e – mail: