Основные положения ФГОС ДО (часть 2)
Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей,связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться: -для индивидуализации образования(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); -оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей(выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей),которую проводят квалифицированные специалисты(педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают -обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; -поддержка индивидуальности и инициативы детей через -установление правил взаимодействия в разных ситуациях -построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития -взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка
В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: -профессионального развития педагогических и руководящих работников -консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей; -организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах,должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий При создании условий для работы с детьми- инвалидами, осваивающими программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен Соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
Требования к развивающей предметно- пространственной среде -обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы -должна обеспечивать : возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей,а также возможности уединения; - реализацию различных образовательных программ; -должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26августа 2010г 761н, с изменениями от 31 мая 2011г448н
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п настоящего Стандарта
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: -требования,определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; -в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений требования к материально-техническому обеспечению программы
Требования к финансовым условиям реализации Программы Финансовое обеспечение осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Обеспечивающих реализацию Программыф в соответствии со Стандартом.
Требования к результатам освоения ОО Программы ДО Требования Стандарта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства Это гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, также системные особенности дошкольного образования(необязательность уровня ДО в РФ)делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры ДО Определяются независимо от форм реализации Программы,а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга),и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Настоящие требования являются ориентирами для: а)построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей до, общих для всего образовательного пространства РФ; б)решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями в)изучения характеристик образования детей в возрасте от 2месяцев до 8 лет; г)информирования родителей и общественности относительно целей до, общих для всего образовательного пространства РФ.
Целевые ориентиры не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая: -аттестацию педагогических кадров; -оценку качества образования; -оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); -оценку выполнения государственного задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; -распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Целевые ориентиры Программы Целевые ориентиры Программы Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.