Звук [Р] у глухих детей Выполнила: ст 51 гр Баранова Мария
Артикуляционный уклад [р] Артикуляционный уклад [р] Положение губ и расстояние между резцами зависят от следующего звука. Положение губ и расстояние между резцами зависят от следующего звука. Язык принимает форму ложечки: своими боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Язык принимает форму ложечки: своими боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют Голосовые складки сомкнуты и вибрируют Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее при несколько запрокинутой голове). Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее при несколько запрокинутой голове). На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок. На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок.
Звук [р] хорошо воспринимает на слух большинство детей, имеющих недостатки слуха. Для некоторых детей звук [р] не представляет трудностей. Зато другие дети оказываются в состоянии произнести звук [р] лишь после длительных систематических упражнений. В связи с этим в период первоначального обучения индивидуальная работа над звуком р должна планироваться задолго до того, как начинают проводиться первые уроки по развитию речи и обучению грамоте, имеющие своим содержанием слова, которые включают звук и букву р. Звук [р] хорошо воспринимает на слух большинство детей, имеющих недостатки слуха. Для некоторых детей звук [р] не представляет трудностей. Зато другие дети оказываются в состоянии произнести звук [р] лишь после длительных систематических упражнений. В связи с этим в период первоначального обучения индивидуальная работа над звуком р должна планироваться задолго до того, как начинают проводиться первые уроки по развитию речи и обучению грамоте, имеющие своим содержанием слова, которые включают звук и букву р.
Постановка [р] Постановка звука [р] начинается с подражания: Ученику предлагается послушать, как звучит р, и рассмотреть положение и работу языка. Ученику предлагается послушать, как звучит р, и рассмотреть положение и работу языка. Чтобы облегчить последнее, учитель демонстрирует артикуляцию звука при несколько открытом рте. Чтобы облегчить последнее, учитель демонстрирует артикуляцию звука при несколько открытом рте.
Постановка [р]: Если не удается вызвать звук [р] по подражанию на слухо-зрительной или зрительно- вибрационной основе с применением звукоусиливающей аппаратуры, вибратора, следует использовать другие приемы. Если не удается вызвать звук [р] по подражанию на слухо-зрительной или зрительно- вибрационной основе с применением звукоусиливающей аппаратуры, вибратора, следует использовать другие приемы.
Если ученик владеет артикуляцией верхнего ш, то есть основа для постановки р: передний край языка поднят к альвеолам, его боковые края прижаты к коренным зубам. - Ученику предлагается произнести при несколько открытом рте знакомый ему звук ш (упражнение проделывается перед зеркалом), а затем приблизить передний край языка к зубам, так, чтобы щель образовалась не у нёба, а у альвеол. - Должен получиться звук, средний между с и ш. - Присоединив к этому звуку голос, ученик воспроизводит звук, близкий к звуку ///. Это и есть фрикативное р. Это фрикативное р должно быть введено в речь ребенка в словах, содержащих р, он должен произносить на месте отсутствующего пока дрожащего звука фрикативное р. - На протяжении некоторого времени ученик будет произносить слова рука, барабан, три соответственно как тука, батабан, лги.
Только после прочного закрепления фрикативного р можно приступить к следующему этапу выработке вибрации языка: - Ученику предлагается в момент произнесения фрикативного р привести передний край языка в колебание с помощью указательного пальца правой руки. - Вначале выполнить это упражнение ему помогает учитель. Протерев палец ученика спиртом, учитель берет его руку в свою и, введя палец в рот до соприкосновения с нижней поверхностью языка, начинает быстро перемещать палец попеременно вправо и влево. Колебания пальца вызывают колебания языка.
Дефекты произношения [р] : 1. Смягчение. В этом случае вместо твердого р слышится мягкое р. Слова рука, работа звучат как рюка, рябота. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатализация), а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. 1. Смягчение. В этом случае вместо твердого р слышится мягкое р. Слова рука, работа звучат как рюка, рябота. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатализация), а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. 2. Оглушение. В случае оглушения звук р произносится без голоса. Дефект как будто бы не грубый, поскольку есть все элементы артикуляции и остается только включить голос. Но следует отметить, что некоторые учащиеся долго не могут овладеть озвончением р. 2. Оглушение. В случае оглушения звук р произносится без голоса. Дефект как будто бы не грубый, поскольку есть все элементы артикуляции и остается только включить голос. Но следует отметить, что некоторые учащиеся долго не могут овладеть озвончением р.
Дефекты произношения [р] : 3. Дорзальное р. Слышится очень грубый рокот, сопровождаемый побочным шумом. Вместе с языком сильно дрожит вся нижняя челюсть. 3. Дорзальное р. Слышится очень грубый рокот, сопровождаемый побочным шумом. Вместе с языком сильно дрожит вся нижняя челюсть. 4. Очень грубая вибрация. В момент произнесения звука дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель (одним боковым краем не прилегает к коренным зубам), через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щеку и соответственную сторону верхней губы.Дефект очень грубый. 4. Очень грубая вибрация. В момент произнесения звука дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель (одним боковым краем не прилегает к коренным зубам), через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щеку и соответственную сторону верхней губы.Дефект очень грубый. 5. Боковое р. Вместо р слышится нечто вроде рль, дль или тль. Слова рука, барабан звучат соответственно как рлюка, барлябан, или длюка, бадлябан, или тлюка, батлябан. 5. Боковое р. Вместо р слышится нечто вроде рль, дль или тль. Слова рука, барабан звучат соответственно как рлюка, барлябан, или длюка, бадлябан, или тлюка, батлябан. 6. Горловое р. Наиболее распространенный среди слышащих и слабослышащих вид картавости. У глухих встречается сравнительно реже 6. Горловое р. Наиболее распространенный среди слышащих и слабослышащих вид картавости. У глухих встречается сравнительно реже 7. Мелкодробное р. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной такого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда даже между зубами. 7. Мелкодробное р. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной такого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда даже между зубами. 8. Призвук перед р (в виде согласных т, к, г, н). Дефект имеет грубый и очень стойкий характер; часты рецидивы. 8. Призвук перед р (в виде согласных т, к, г, н). Дефект имеет грубый и очень стойкий характер; часты рецидивы.
Последовательность упражнений при закреплении правильной артикуляции р такова: 1. Протяжное произнесение изолированного звука р: р____ р____ 2. Звук р в начальной позиции перед гласными: ра ро ру ;работа, рубашка, рука;ра ре ри; рисунок,река. 3. Звук р в конечной позиции :ар ур ир; сахар,сыр. 4. Звук р в позиции между гласными : ара ару ари,карандаш,тарелка. 5. Ряды слогов : рарарара, рарору… 6. Звук в стечении с согласными:
Дифференциация звуков [р] и [л]: Дифференциация звуков [р] и [л]: упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука [р] на определенном этапе выступал звук [л]. упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука [р] на определенном этапе выступал звук [л].