Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой.
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного годов. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века
Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы.
\
"Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах. В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской.
В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: роспись синего цвета украшает кумганы, квасники, кувшины. В росписях разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов. Роспись изделий дополнятеся скульптурными украшениями в виде маленьких фигурок, располагающихся вокруг горлышек сосудов.
.