БЫСТРЫЕ И ДЕШЕВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ Дмитрий Сатин, USABILITYLAB
Методологии разработки
Инструменты разработки
Ключевой момент
Определение контекста использования Определение требований Разработка дизайна Оценка дизайна Human-centred Design (ISO ) Потребность или идея Решение
Немного о числах
Айсберг Юзабилити 10% -Внешний вид: макет, цвета изображения 30% -Функциональность: меню, кнопки, управление 60% -Цели и задачи пользователя: действия, навигация, объекты и взаимодействие между ними
Говорим о деньгах?
Цена исправления ошибок
ROI в юзабилити Оценка уровня ROI воспользовавшихся юзабилити-услугами. Опрос проводился агентством E-consultancy в 2007 году.
Стоимость юзабилити Затраты на юзабилити составляют приблизительно 10% от разработки при условии итеративности разработки и использовании всего спектра методов [юзабилити] на всех этапах проекта
ability to change adaptability to new environments basic operational characteristics Usability – один из 11 атрибутов качества McCall, 1977
Human-centered Design Понять и специфицировать контекст использования Специфицировать пользовательские требования Разработать дизайн-решение Произвести его оценку
Design as a driver of user-centred innovation 7 апреля 2009 издан документ Еврокомиссии о дизайне, как двигателе инноваций. Документ содержит: – Анализ места дизайна в разработке и инновациях; – Определения дизайна; – Результаты исследований положения дел в Европе; – Обсуждает влияние дизайна на конкурентоспособность бизнеса.
«Лестница дизайна» (стадии зрелости) Дизайна нет – Дизайн не используется в разработке. Дизайнеры работают для себя. Дизайн как стиль – Дизайн используется только в конце процесса, как оформление и декорация. Дизайн как процесс – Метод, интергированный на ранних этапах разработки, требует усилий многих специалистов. Дизайн как инновация – Дизайнер работает совместно с бизнесом над полным или частичным обновлением бизнес- модели.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РАННИХ КОНЦЕПЦИЙ
«Необходимо вовлекать пользователей в процесс.» «Оценка является обязательным этапом HCD.» «Оценка пользовательских качеств продукта должна проводиться как – в процессе проектирования, – так и в качестве финальной процедуры приемки.» «Даже самые ранние концепты должны проходить проверку для получения представления о потребностях пользователя.» Оценка: чем раньше, тем лучше
Обратная карточная сортировка – Понятна ли навигация? Тесты ожиданий – Соответствуют ли ожидания пользователей запланированному поведению системы? Оценка восприятия дизайна (бренда) – Вызывает ли дизайн целевые эмоции? Методы оценки ранних концепций
ОБРАТНАЯ КАРТОЧНАЯ СОРТИРОВКА Понятна ли навигация?
Применение Проверка того, что спроектированная структура навигации понятна пользователю. Несколько видов: – Тестирование дерева Списком (текстовый) Карточками (графический) – Тестирование экранов
Показать страницу/экран – Для удаленной оценки нужно пронумеровать интерактивные объекты, чтобы пользователь выбирал «правильный» номер. Задать вопросы о том, где находится информация: – «Вам нужно узнать погоду на завтра. Где вы будете её искать?» – «В каком разделе находятся неподписанные документы?» Процедура обратной карточной сортировки
Пример обратной карточной сортировки
Задания пользователям Где найти информацию о том, что "Дмитрий Медведев приостановил действие отдельных положений закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»"? В сентябре Дмитрий Медведев посетил казахстан. В каком разделе можно найти информацию об этом событии? Не так давно Дмитрий Медведев в Питтсбурге сделал заявление относительно ситуации вокруг Ирана. В каком разделе сайта можно найти информацию об этом заявлении? 3 -документы 5 - визиты 2 - выступления и стенограммы
ТЕСТИРОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ Соответствуют ли ожидания пользователей запланированному поведению системы?
Применение Тест на понимание пользователями процессов, происходящих в системе Проводится как – Самостоятельное исследование; – Включенное, например, в процессе UT.
Провести тест с пользователями Задавать им вопросы об ожидаемом поведении того или иного элемента – «Что вы ожидаете увидеть, когда нажмете на него?» – «Что произойдет после нажатия на эту кнопку?» Сравнить ожидания пользователей с тем, что планировалось реализовать, или уже реализовано. Процедура
ОЦЕНКА ВОСПРИЯТИЯ ДИЗАЙНА Вызывает ли дизайн целевые эмоции?
Используется для оценки нескольких вариантов дизайна; Нужно выбрать тот, который лучше других будет вызывать у пользователей нужные, «целевые» эмоций. Применение
Задать список прилагательных, с которыми должен ассоциироваться дизайн и их антонимов Нарисовать несколько макетов Распечатать макеты в цвете На основании прилагательных и их антонимов сформировать шкалы Провести тест с пользователями (~10), которые по шкалам оценивает дизайн Обработать результат Процедура
Посчитать средние (или суммы) по каждой паре прилагательный. Построить диаграмму-профиль для каждого варианта дизайна. Выбрать вариант дизайна, лучше соответствующий целевым эмоциям. Обработка
Как выглядят результаты
ВОПРОСЫ?
UX Russia – – UsabilityLab – – События, сообщества и контакты