Подготовила учитель начальных классов Абрамовских Г.Н.
Основная задача духовно-нравственного воспитания согласно концепции ФГОС: Развитие социально значимых качеств, таких, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активная жизненная позиция, потребность в самосовершенствовании, смелость.
Основное направление моей работы: Нравственное воспитание детей на примерах образов художественной литературы.
Развитие у детей нравственных качеств и обогащение их эмоционального мира посредством изучения художественной литературы.
1. Формирование потребности и мотивов нравственного поведения. 2. Вооружение детей знаниями о морали, формирование моральных норм. 3. Содействие формированию потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании. 4. Развитие умения переносить свой читательский опыт на конкретные жизненные ситуации. 5. Воспитание умения сопереживать и радоваться вместе. 6. Привитие детям любви к книге, обучение вдумчивому, внимательному прочтению и восприятию художественного произведения.
Ребята разделились на три группы и в каждой был выбран лидер (для координации группы). Затем они получили задание (каждой группе был дан какой-то герой рассказа: Минька, Леля, отец). Состоит из трех этапов: 1 этап – организационный.
2 этап - работа с образом: 1. Нарисовать героя таким, каким ребята его видят, предварительно посоветовавшись между собой. Затем они должны объяснить, почему нарисовали его именно так. 2. Анализ линии поведения героя. (Включает ряд вопросов)
3 этап - выводы: 1. Определение главной мысли рассказа, которую автор хотел донести. 2. Какие выводы ребята могут сделать для себя? 2. Написание сочинения-миниатюры «Оказывались ли вы в ситуации, когда вам было стыдно, подобно главному герою Миньке».
Результат проектной деятельности: 1. Ребята приобрели навыки анализа поведения героев; 2. Поняли важность умения переносить свой читательский опыт на конкретные жизненные ситуации и делать соответствующие выводы для себя. 3. Ответить на вопрос для самих себя: А как бы вы поступили, окажись на месте главного героя Миньки?
В рассказе «Бабушкин подарок» М. Зощенко поднимает извечную проблему, что хорошо, а, что плохо, и для себя приходит к выводу: «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился…»
В рассказе «Самое главное» автор указывает на то, что: «.. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо иметь еще знания... А для этого надо учиться… »
Также с точки зрения духовно-нравственного воспитания будут интересен и цикл рассказов о Ленине: «Графин», «Серенький козлик», рассказ о том, как Ленин учился и о том, как бросил курить и другие.