Развитие познавательной активности и коммуникативных умений коммуникативных умений на уроках русского языка у учащихся 5 класса Коваль М.С. Учитель русского языка и литературы Г.Арсеньев
Преподавание русского языка на современном этапе в 5 классе предполагает: -Научить детей учиться. -Развитие творческой личности. -Научить пользоваться словом в разных ситуациях общения.
Что мы формируем? Что мы формируем? Уроки русского языка являются основой для формирования общеучебных умений: Уроки русского языка являются основой для формирования общеучебных умений: - логических - логических ( анализ, сравнение, группировка материала, классификация), Интеллектуально-коммуникативных Интеллектуально-коммуникативных (переработка информации и ее воспроизведение, Передача добытой или усвоенной информации. Передача добытой или усвоенной информации.
Личностно- ориентированный подход Личностно-ориентированный подход (индивидуализация) считается наиболее успешным в преподавании русского языка в 5 классе.Для его реализации необходимо учитывать: Личностно-ориентированный подход (индивидуализация) считается наиболее успешным в преподавании русского языка в 5 классе.Для его реализации необходимо учитывать: 1.Реальные возможности уч-ся, особенности развития их мышления, коммуникативных способностей, 1.Реальные возможности уч-ся, особенности развития их мышления, коммуникативных способностей, зрительно -графической памяти, речевого слуха. зрительно -графической памяти, речевого слуха. 2.Наличие современных эффективных средств обучения. 2.Наличие современных эффективных средств обучения. 3.Возможность использовать разнообразные формы работы, методы, приемы, в том числе и не совсем стандартные виды работы (самопроверка, ситуативные задачи, редактирование текста). 3.Возможность использовать разнообразные формы работы, методы, приемы, в том числе и не совсем стандартные виды работы (самопроверка, ситуативные задачи, редактирование текста). Все это будет способствовать усвоению лингвистической теории и, главное, ее применению на практике, развитию коммуникативных умений. Все это будет способствовать усвоению лингвистической теории и, главное, ее применению на практике, развитию коммуникативных умений.
Особенности развития учащихся и усвоение предмета Особенности развития учащихся и усвоение предмета 1 РЕЧЕВОЙ СЛУХ: Важно слышат ли 5-классники: - ударный слог, -Не путают ли звуки С и Ш, З и Ж, -слышат ли интонацию и могут ли ее воспроизвести. Для развития речевого слуха хорошо использовать следующие виды работы: Для развития речевого слуха хорошо использовать следующие виды работы: - громкое послоговое проговаривание слов в процессе записи или перед нею, -анализ звукового состава слов, -анализ интонационной окраски предложения, -чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются музыкальностью и благозвучием.
Особенности развития учащихся и усвоение предмета 2. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ (ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ) ПАМЯТЬ 2. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ (ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ) ПАМЯТЬ Для этого проводим зрительные диктанты (3-4 предложения): Для этого проводим зрительные диктанты (3-4 предложения): - чтение про себя, - чтение про себя, - чтение вслух, - чтение вслух, - чтение про себя и вслух, - чтение про себя и вслух, - выяснение трудных слов, - выяснение трудных слов, - повторное чтение, - повторное чтение, - запись под диктовку. - запись под диктовку. Хорошо, если трудные слова будут написаны крупно, ярко Хорошо, если трудные слова будут написаны крупно, ярко или будут всплывать на экране монитора.
Особенности развития учащихся и усвоение предмета Особенности развития учащихся и усвоение предмета 3 АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ: 3 АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ: Записать слова, которые школьники вспомнят при произношении слова «лето». Записать слова, которые школьники вспомнят при произношении слова «лето». 4.РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ: 4.РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ: Учитель фиксирует количество высказываний ребят. Учитель фиксирует количество высказываний ребят. 5. ПАМЯТЬ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ: 5. ПАМЯТЬ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ: - учащиеся слушают предложение, - учащиеся слушают предложение, - читаем предложение замедленно, отчетливо, с нужной интонацией, - читаем предложение замедленно, отчетливо, с нужной интонацией, - учащиеся считают слова в предложении, - учащиеся считают слова в предложении, - громкое повторение предложения и его частей перед записью, - громкое повторение предложения и его частей перед записью, - произношение учащимися предложения вслед за учителем, - произношение учащимися предложения вслед за учителем, -письмо наизусть. -письмо наизусть.
Особенности развития учащихся и усвоение предмета 6 РЕГУЛЯЦИЯ ПИСЬМА 6 РЕГУЛЯЦИЯ ПИСЬМА отдых после написания абзаца, отдых после написания абзаца, Написание диктанта с вопросами: на полях дети ставят вопрос и Написание диктанта с вопросами: на полях дети ставят вопрос и пропускают трудные буквы в слове,учитель не считает их ошибками 7 КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: 7 КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: - способность создавать тексты (изложение, сочинение). - способность создавать тексты (изложение, сочинение). Для подготовки к ним хорошо использовать: Для подготовки к ним хорошо использовать: - Описание чего-то, - рассказ о чем-то, - привести свой довод-рассуждение, - высказать свое мнение. Хорошо, когда при создании текста, учащиеся посчитают слова и предложения. Хорошо, когда при создании текста, учащиеся посчитают слова и предложения.
Развивая жизненно важные коммуникативные умения, нужно научить школьников 5 класса: Вдумываться в тему своего высказывания, продумывать его основную мысль, то главное, ради чего оно создается, как лучше его построить. Вдумываться в тему своего высказывания, продумывать его основную мысль, то главное, ради чего оно создается, как лучше его построить. -Перечитывать написанное, вносить правку, переписывать начисто текст( в том числе с учетом исправлений учителя). -Перечитывать написанное, вносить правку, переписывать начисто текст( в том числе с учетом исправлений учителя). -Готовиться к ответу, устно пересказывать параграф, подбирая свои примеры и анализируя их. -Готовиться к ответу, устно пересказывать параграф, подбирая свои примеры и анализируя их. Это развивает память и помогает овладеть языком предмета.
Средства обучения Обучение русскому языку предполагает использование зрительной и слуховой наглядности, обеспечивающих опору на соответственные виды восприятия: схемы, схемы, таблицы, таблицы, картины, картины, рисунки, рисунки, видеофильмы, видеофильмы, аудиозаписи, аудиозаписи,