Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта
Тема пушкинского окружения была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении. Точно так же, как биография Пушкина неотделима от его творчества и не может изучаться в отрыве от него, личность поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Знакомясь с лирикой Пушкина, мы видим, что поэт достаточно часто обращался в своих стихотворениях к конкретным лицам, то есть прибегал к жанру стихотворного послания. Именно этот жанр позволяет, на наш взгляд, глубже понять и почувствовать и пушкинскую лирику, и личность самого поэта.
Просмотрев все стихотворения А. С. Пушкина, напечатанные в I и II томах Полного собрания сочинений, можно выбрать послания, то есть стихи, адресованные конкретным лицам. Всего было обнаружено 244 послания. Кому адресованы эти произведения, можно увидеть на диаграмме. Адресаты лирики А.С. Пушкина: 1 группа – друзья, лицейские товарищи, родственники; 2 группа – исторические личности, военнослужащие, церковнослужители; 3 группа – адресаты любовной лирики; 4 группа – крепостные; 5 группа – театральные деятели, художники, скульпторы; 6 группа – поэты, издатели, критики.
61 стихотворение посвящено женщинам. В любовной лирике Пушкина царят искренность, благородство, восторг, восхищение. Увлечение прекрасными женщинами вселяло в поэта вдохновение, рождало прекрасные строки.
Адресаты любовной лирики. Чаще всего в литературных источниках встречаются имена Екатерины Павловны Бакуниной, Анны Петровны Керн, Екатерины Николаевны Ушаковой, Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, Анны Алексеевны Олениной Зинаиды Александровны Волконской Наталии Николаевны Гончаровой. Екатерины Николаевны Раевской Менее упоминаемы имена Марии Николаевны Раевской, Евдокии Ивановны Голициной, Александры Михайловны Колосовой, Екатерины Семёновны Семёновой, Елены Михайловны Завадовской, Александры Осиповны Россет-Смирновой, Александры Ивановны Истоминой Елены Михайловны Горчаковой А также имена кишинёвских красавиц: Елены Михайловны Горчаковой, Марии Егоровны Эйхфельд,
Бакунина Екатерина Павловна. О милая, повсюду ты со мною, Но я уныл и в тайне я грущу. Блеснёт ли день за синею горою, Взойдёт ли ночь с осеннею луною – Я всё тебя, прелестный друг, ищу; Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, Одну тебя в неверном вижу сне; Задумаюсь – невольно призываю, Заслушаюсь – твой голос слышен мне. Рассеянный сижу между друзьями, Невнятен мне их шумный разговор, Гляжу на них недвижными глазами, Не узнаёт уж их мой хладный взор!
Керн Анна Петровна. В глуши, во мраке заточенья Тянулись дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёза, и любовь. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадёжной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Будь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
Оленина Анна Алексеевна. Она мила – скажу меж нами – Придворных витязей гроза, И можно с южными звёздами Сравнить, особенно стихами, Её черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но, сам признайся, то ли дело Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!.. Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимает – ангел Рафаэля Так созерцает божество.
Завадовская Елена Михайловна. Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей: Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наш бледный круг В её сиянье исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, - Но встретясь с ней, смущённый, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты.
Пушкина Наталья Николаевна. Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суверенно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков; Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Заключение Проанализировав лирические послания А.С. Пушкина, а также литературу, посвящённую окружению поэта, можно прийти к выводу, что среди высоких и прекрасных талантов, которыми был щедро наделён Пушкин, есть один, особый - талант любви. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Спасибо за внимание!