Системно-деятельностный подход в обучении в рамках ОС «Школа 2100» «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица
Необходимость изменений подхода в обучении
Главная цель образования Функционально-грамотная личность – это человек, который: обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации. толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Задачи по формированию функционально грамотной личности - обучение деятельности умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; - формирование личностных качеств ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности; - формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС второго поколения Перед учителем ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Психологическая основа деятельностного подхода Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. В действии порождается знание!
Дидактические принципы технологии деятельностного метода обучения 1)Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности 3) Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности 7) Принцип творчества
Образовательная Система «Школа 2100» 2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию в учебниках»
Дидактические принципы ОС «Школа 2100» 1) Принцип непрерывности. 2) Принцип минимакса. 3) Принцип обучения деятельности.
Принцип минимакса
3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом:
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.» Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования («С одной стороны, а с другой стороны...», «Что удивляет? В чём затруднение?..», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...») Поиск решения – этап формулирования нового знания («Определите сами…» Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?...») Создание продукта – «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог? 1. Организационные – умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалог 3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Посмотри, какую карту я нарисовала! Ты нарисовала не карту, а план. Кто прав? Какие возникают вопросы? Что такое карта? Что такое план? Что такое план? Чем карта отличается от плана? Чем карта отличается от плана? Пример проблемной ситуации (урок окружающего мира, 2 класс)
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения) Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
Структура урока введения нового знания с применением деятельностного подхода 1. Самоопределение к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Деятельностный подход в обучении «…не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г.А. Цукерман