Модуль 1 Общие сведения о технологическом оборудовании машиностроительных производств Тема 10. Обслуживание, эксплуатация и система планирования предупредительного ремонта станочного оборудования Тема: «Обслуживание и ремонт станочного оборудования» Учебные вопросы: 1. Структура технического обслуживания и ремонтного цикла. 2. Износ деталей, его контроль и методы восстановления. Модернизация станков. Литература: 1. Металлорежущие станки: учебник. В 2 т. / Т.М. Авраамова, В.В. Бушуев, Л.Я. Гиловой и др.; под ред. В.В. Бушуева.Т.2. М.: Машиностроение, с. С. 537, Металлорежущие станки / Н.С. Каменев, Л.В. Красниченко и др. – М.: Машиностроение, 1980.
1. Структура технического обслуживания и ремонтного цикла Для легких и средних : К-О-М-О-М-О-С-О-М-О-М-О-С-О-М-О-М-О-К Для крупных станков : количество осмотров О=27 Для автоматических линий: количество осмотров О=18
Трудоемкость и степень сложности ремонта станков За эталон принят токарно-винторезный станок 16К20 с высотой центров 200 мм и межцентровым расстоянием 1000 мм. Ему присвоена 11-я категория сложности.
Категория сложности ремонта Характеризуется объемом работ при капитальном ремонте 1. Одна единица ремонтной сложности для механической части станков составляет 35 часов, 23 часа выделяется на слесарные работы, 10 часов - станочные работы и 2 часа - прочие (сварочные, малярные и т.п.). 2. Одна единица ремонтной сложности электротехнического оборудования станков составляет 15 часов 11 часов – электрослесарные работы, 2 часа - станочные, 2 часа – прочие.
2. Износ деталей, его контроль и методы восстановления. Модернизация станков Виды износа: - механический; - молекулярно-механический; -коррозионно-механический. Схемы нанесения отпечатка (а) и лунки (б) для определения износа направляющих: 1 - алмазная пирамидка; 2 - отпечаток; 3 - резец; 4 - лунка;5 - направление движения подвижного узла станка по направляющим где - радиус кривизны углубления. - длина лунки ;
Дефекты, возникающие в процессе эксплуатации оборудования, можно разделить на три группы: 1) износ, причины возникновения и контроль которого рассмотрен в предыдущем параграфе; сюда же относятся царапины, риски, надиры; 2) механические повреждения (трещины, выкрашивание зубьев, поломки, изгибы и скручивания); 3) химико-тепловые повреждения (коробление, раковины, коррозия).
Магнитная дефектоскопия: а – схема ротационного намагничивания; б - схема продольного намагничивания
Методы восстановления деталей: Восстановление деталей механической обработкой Восстановление деталей сваркой и наплавкой Металлизация Хромирование Модернизация станков Под модернизацией станков понимают внесение в конструкцию частичных изменений и усовершенствований в целях повышения их технического уровня до уровня современных моделей аналогичного назначения (общетехническая модернизация) или для решения конкретных технологических задач производства путем приспособления к более качественному выполнению определенного вида работ (технологическая модернизация).