ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Фонетические средства выразительности Благозвучие речи - такое сочетание звуков, которое удобно для произношения ( артикуляция ) и приятно для слуха ( музыкальность ). Звучит в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья, И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль продышать своё стихотворенье. С. Маршак. Говорит словно реченька журчит.
Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков Полночной порою в болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши
Ассонанс – повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков. У наших ушки на макушке ! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Аллитерация + ассонанс 401
Звукоподражание Колокольчик динь - динь - динь Журчит ручей. Каркает ворона
Выразительные возможности словообразования 409- эпиграф назвать ключевые строки Словесность у него распахана, засеяна живым зерном. Как понимать эти строки ? « живым зерном » поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви.
406 Какая мысль объединяет эти тексты ? мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском разудалом свободолюбивом характере, который, как и природа русская, подчас не признаёт никаких ограничений приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов помогает создать плавность, неторопливость, напевность звучания, и, таким образом, написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.
407 приём повтора слов одной морфемной модели 1) на или ( напылили – накопытили ) 3) за ала (- и ) ( заполыхала, закричала, заплясали ) 2) ( под - неб - ес - н - ой – под - чердач - н - ой ) использование в третьем отрывке глаголов с приставкой, обозначающей начало действия для создания яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах : всё вокруг наполняется звуками ( закричала, завздыхала, зазвенели ), движением ( заходили, заплясали, закружились ), красками ( заполыхала, зацвели ).
408 Проснувшись, крикнул маме я : - Прощай, моя Пижамия ! Да здравствует Туфляндия !.. А мама мне в ответ : - По курсу - Свитерляндия ! Шляпляндии - привет ! - Ура Большой Пальтонии ! Шарфанции - виват !.. А если вы не поняли, То я не виноват ! Здравствуйте, хвостаствуйте ! Как вы поживаствуйте ? - Здравствуйте, мордаствуйте ! Вы нас не кусаствуйте !.. Так говорил с хвостом щенок - И всё поймать его не мог ! Михаил Яснов