«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность» И.Д.Зверев
Культура общества привела к разрушению равновесия между средой и человеком; Необходимо вырастить новое поколение людей, способных жить в согласии со своей средой обитания; Владея теоретическими знаниями, учащиеся не осознают собственной роли в устранении экологических проблем; Эффективность экологического воспитания связана с ранним обучением экологии. Именно в дошкольный и начальный периоды обучения происходит запечетлевание различных важных для них знаний о природе, умений и навыков, необходимых в последующей жизни, причем если это произошло, то они будут всю жизнь следовать этим знаниям и применять свои умения.
Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе Расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; развитие первоначальных географических представлений
Э т а п ыСроки 1. Информационно – поисковый 2005 – 2007 г. 2. Организационно – деятельностный г 3. Обобщающий 2010 г.
1. Теоретический обзор литературы экологического содержания. 2. Изучение интегрированных программ по экологическому воспитанию. 3.Предварительная диагностика уровня экологической культуры учащихся. Компоненты: познавательный, Уровни: высокий, эмоциональный, средний, деятельностный. низкий.
II этап уроки семинары
Программа сельхозпрофиля «Выращивание растений» Озеленение школьных кабинетов; Выращивание рассады; Работа в школьной теплице, оранжерее.
1 класс – лук, 2 класс – огурец, 3 класс – перец, 4 класс – томат.
Цель исследования : сформировать представление о поведение домашних животных на примере кошек. Задачи исследования: Выяснить происхождение кошки. Познакомиться с различной информацией о поведении кошек. Изучить повадки кошек в различных ситуациях. Провести экспериментальные исследования, подтверждающие теоретические выводы о поведении кошек. Познакомить со своими наблюдениями сверстников, интересующихся живой природой. Повадки кошек
Цель исследования : Привлечь внимание учащихся нашей школы, родителей к проблеме выживания зимующих птиц. Задачи исследования: 1. Собрать и изучить материалы о зимующих птицах нашего края. 2. Создать птичьи столовые в школьном дворе и во дворах учащихся нашего класса. 3. Заготовить корм для зимующих птиц, обеспечить постоянное дежурство – подкормку птиц. 4. Способствовать развитию экологической культуры среди населения села.
Формы и методы работы Опыты Наблюдения Очные и заочные экскурсии Путешествия Турниры Викторины Конкурсы Эколого-психологические тренинги Игровые приёмы Поисковые ситуации Исследовательская деятельность
По направлениям : 1. Защита природной среды.
спасение животных и оказание им первой помощи; благоустройство парков; выпуск листовок; операция «Возвращенный лес» (сбор макулатуры)
-
конкурсы плакатов и рисунков; конкурсы стихов о родном крае; беседы; природоведческие интеллектуальные игры; экологические викторины; экологические праздники; олимпиады по окружающему миру; просмотр видеофильмов; изготовление памяток и условных знаков по правилам поведения в природе; экологическая почта; сочинение экологических сказок; оформление Красной книги нашего села; оформление классных уголков природы; экологические игры, эколого-психологические тренинги.
-экскурсии, наблюдения; -исследовательская деятельность;
Основная функция организации – способствовать формированию экологической грамотности и экологической культуры младших школьников.
Предварительная диагностика уровня экологической культуры учащихся. Компоненты: познавательный, Уровни: высокий, эмоциональный, средний, эмоциональный, средний, деятельностный. низкий. деятельностный. низкий. Промежуточнаядиагностика сформированности уровня экологической культуры.
Использование школьниками полученных экологических знаний в реальной жизненной обстановке. Желание детей принимать активное участие в уходе за растениями и животными. Умение детей не только самореализовывать экологические навыки, но и взаимообогащать других ( пропаганда экологической культуры ). Умение детей выявлять экологические проблемы и находить пути решения через природное окружение во время экскурсий, наблюдений, встреч со старожилами села, лесниками.
1. Социальные. Отрицательное влияние на детей негативного отношения к окружающей среде сверстников, взрослых. 2. Стремление детей прибегать к крайним мерам по охране окружающей среды (запрет на отдых людей на природе, возле водоемов; не употребление в пищу мяса животных; закрытие заводов и фабрик). 3. В силу возрастных и психологических особенностей не каждый ребенок способен самостоятельно решать экологические проблемы.
На занятиях не давать рецептов поведения в природе, а постепенно подводить ребенка к собственным выводам и заключениям. Довести до сознания детей, что для человека животная пища необходима, но одно дело - реализация базовой потребности, и совсем другое – беспричинное убийство. Вести экологическую просветительскую работу не только среди детей, но и среди взрослых.
1. Растительный мир в оранжерее. 2. Растительный мир на участке и в теплице. 3. Учебно-наглядные пособия для проведения занятий и уроков: - натуральные объекты живой и неживой природы; - иллюстративные пособия; - вспомогательные приборы и оборудование.