Формирование информационной культуры учащихся Из опыта работы педагогического коллектива МОУ «Гуманитарно- экономический лицей»
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; грамотно работать с информацией; самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Формирование информационной культуры учащихся Информационная культура – это набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.
Формирование информационной культуры учащихся Проводником информационной культуры является учитель, который сам производит информацию и своим трудом показывает, как это нужно делать.
Условие, необходимое для формирования информационной культуры учащихся - активная познавательная деятельность Формы деятельности учащихся: -написание эссе, - решение кейсов, - проблемное обсуждение, -исследования, -работа в малых группах, -творческие домашние задания.
Используя на уроках активные познавательные методы, учителя формируют у лицеистов определенные навыки, которые помогут им усвоить новую информацию, проанализировать ее и использовать в дальнейшем.
Например: На уроках для отработки навыка составления рецензии учащимся даются рефераты выпускников и предлагается написать на них рецензию по плану. Для отработки навыка выступления перед аудиторией учащиеся готовят выступления по теме урока. Часто эти выступления служат началом дискуссии.
Отслеживание навыков информационной культуры Технологическая карта навыков информационной культуры старшеклассников Навыки Ф.И. учащегося АБВ Выделение и формулирование главной мысли з Составление планов различных видов С Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Для заполнения карты используются следующие символы: К (красный) – устойчивое владение навыком Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован З (зеленый) – навык сформирован частично С (синий) – навык практически не сформирован
Логика изложения Анализ данных Критическое мышление Навык определения и разработки темы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы Составление рецензии Проведение работы исследовательского характера Владение различными способами само- и взаимоконтроля Ведение полемики, участие в дискуссии Решение проблемных учебных задач Осуществление мыслительного эксперимента