Формирование ключевых (метапредметных) компетенций как основа учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Образование: сокрытое сокровище» научиться познавать научиться познавать научиться делать научиться делать научиться жить вместе научиться жить вместе.
Advertisements

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность.
Компетентностный подход в современном образовании Юлия Залега, КК ИПКиПК РО Телефон: (8 391)
Компетентностный подход « Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения».
Ким Людмила Чухакиевна, старший методист ОГБУ « РЦРО »
Егорова Наталья Николаевна, заместитель директора по ИКТ ГОУ ЦО 1985.
1 Формирование и развитие ключевых компетенций как средство успешной подготовки к ЕГЭ Брестер Маргарита Адольфовна, учитель МОУ БСОШ 4.
Понятие компетентности Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
«Портрет» выпускника начальной школы ( по стандартам второго поколения) любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности.
Компетентностный подход в образовании как одно из направлений современной образовательной политики Пять групп ключевых компетенций, определенных Советом.
Компетентностный подход в образовании Автор: А.О. Зоткин, к.ф.н., зам. директора по проектной и научно-методической работе ОГКУ РЦРО.
Ямалтдинова Н.И. МОУ Качалинская СОШ 1 Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Беляева О.А., учитель истории и обществознания. Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой выученность наизусть.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Формирование ключевых компетенций современных школьников.
Тема методического объединения: «Реализация компетентностного подхода через исследовательские и проектные методы»
К вопросу о формировании ключевых компетенций младших школьников Учитель начальных классов МОУ «СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов» Филимон.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Власенко Елена Александровна, методист МБОУ ММЦ 2011 год.
Транксрипт:

Формирование ключевых (метапредметных) компетенций как основа учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

компетенций Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОСах II поколения, - усиление роли компетенций в образовании.

МЕТА- (греч. metá между, после, через, над) приставка, означающая «следование за чем либо, после чего либо», «расположение между чем либо, над чем-либо», «промежуток в пространстве или во времени», «переход из одного места или состояния в другое» МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности

Начало 20 века Начало 20 века 70е годы 20 века 70е годы 20 века Англия США Ответ на конкретный заказ профессиональной сферы Ответ на конкретный заказ профессиональной сферы Бизнес- использование понятий «компетенция» «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала Бизнес- использование понятий «компетенция» «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗНАНИЯ«информация, присвоенная человеком» существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней УМЕНИЯ"подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки" совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов НАВЫКИ"действия, выполняемые автоматически" осознанна ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ "присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации" позволяет решать целый класс задач

Ключевые компетенции для Европы Изучать: - организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; - самостоятельно заниматься своим обучением. - организовывать свои собственные приемы изучения; - уметь решать проблемы; - уметь извлекать пользу из опыта;

Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: - организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. - принимать решения улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; Приниматься за дело: - включаться в проект; - входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; - доказывать солидарность; - нести ответственность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - показывать стойкость перед трудностями - доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; - уметь находить новые решения.

РОССИЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: Ценностно-смысловые Общекультурные Учебно-познавательные Информационные Коммуникативные Социально-трудовые Личностного самосовершенствования

ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ Представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. Позволяют человеку достигать результатов в проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе. В современном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОБХОДИМЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ «РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ» Самостоятельный выбор учащимся темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д. Самостоятельная учебная работа, деятельность Осознанность цели работы и ответственность за результат. Реализация индивидуальных интересов учащихся. Групповая работа (распределение обязанностей, планирование). Формирование понятий и организация своих действий на их основе. Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам. Демонстрация учителем компетентного поведения

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ «РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ» Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность. Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства. Учить задавать вопросы и высказывать предложения. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

ПОМНИТЕ: ВЫ - ПРЕКРАСНЫЙ УЧИТЕЛЬ; У ВАС ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ!