Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации,проектировать пути их реализации, контролировать иконтролировать и оценивать свои достижения.
Формирование универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия (УУД) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях.
Группы универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково- символические; 4) коммуникативные действия.
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Что дают универсальные учебные действия? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. (умение учиться во взрослой жизнисоздают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. (умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность); к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность); обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика
1. Найти место для обучения. 2. Ответить на вопросы: * Что можно делать? * Что можно узнать? * Как надо себя вести? * Какие универсальные действия можно сформировать?
В. Сутеев
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать,- сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – и так стал смеяться – чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупу соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали – и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл… И не догонишь!
Место действия – река. Формирование УУД взаимодействовали, распределяли роли – коммуникативные; планировали деятельность – регулятивные; применяли знания в новой ситуации - познавательные, личностные ;
Какие действия необходимо сформировать? Лягушонку – эгоисту необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.
1. Найти место для обучения. 2. Ответить на вопросы: * Что можно делать? * Что можно узнать? * Как надо себя вести? * Какие универсальные действия можно сформировать?
«Лавочка» Научила взаимодействовать с разными людьми; формирует: умения с достаточной полнотой выражать свои мысли; умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные) адекватно реагировать на замечания; умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; ответственность за поведение и действие других и себя (личност) выбор необходимой информации; установление причинно - следственных связей (познават) установление связи между целью деятельности и ее мотивом; прогнозирование результатов деятельности (регулятив)
Театр Целеполагание (почему выбран этот спектакль), регулирование своим поведением (регулятивные); осознанное высказывание по поводу увиденного, анализ увиденного (познавательные), учитывать позиции других посетителей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи (коммуникативные, личностные).
Универсальные действия: вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них (повар, соседи по столу) (к) познавать новое (вкус и вид новых блюд) (п) личное отношение к происходящему в столовой (благодарность за вкусную еду и обслуживание) (л) контролировать свои действия (правила поведения) (р)
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.