Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Advertisements

Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
РОМАН «ОБЛОМОВ» СМЫСЛ НАЗВАНИЯ. Анализ эпического произведения Жанр произведения Анализ композиции Анализ системы персонажей Анализ конфликта Анализ сюжета.
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
«Как помочь ребёнку в написании сочинения?» Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Консультация для родителей учащихся 5-6-х классов.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Анализ эпизода. «Первый бал Наташи Ростовой» (По роману «Война и мир» Л.Н.Толстого ) Урок литературы 10 класс Учитель: Фролова Н.Н.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
(теория литературы). 1. Тип литературного героя: Тип героя Классицистический Романтический Сентиментальный Реалистический.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
Транксрипт:

Анализ эпизода литературного произведения

Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро- эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени Литературный энциклопедический словарь Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью Словарь литературоведческих терминов

Композиционное построение экспозиция завязка кульминация развязка развитие действия

Мотивация связей тематические Конкретизация Углубление Расширение темы идейные Развитие определённой идеи композиционные Тот или иной элемент композиции

ЧТО ЕМУ ПРЕДШЕСТВУЕТ РАССМАТРИВАЕМЫЙ ЭПИЗОД ЧТО СЛЕДУЕТ ЗА НИМ КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ?

Анализ эпизода предполагает хорошее знание текста всего произведения

Универсальная модель анализа эпизода I. Место расположения данного эпизода в тексте (связь данного эпизода с этапами развития сюжета, действия). ВОПРОСЫ 1. Определите, какое место занимает данный эпизод в сюжете литературного произведения. 2. С каким этапом сюжетного (внесюжетного) действия соотносится данный эпизод. 3. Какие смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом вы можете найти.

II. Определение типа эпизода по содержанию (этап сюжетного действия, сюжетный, несюжетный: вставной эпизод, лирическое отступление и т.п.). Тип эпизода по форме (сценический эпизод или повествовательно-диалогический; несценический: панорамный или описательный). ВОПРОСЫ 1. К какому типу можно отнести предложенный эпизод. 2. Какой тип описания доминирует в данном эпизоде. 3. Как раскрывается в эпизоде пространство и время.

III. Анализ событий, изображенных в эпизоде (исторические, вымышленные). ВОПРОСЫ 1. Дайте характеристику событий, изображенных в данном эпизоде. 2. Можно ли назвать эти события историческими. Свой ответ объясните. 3. Как через событийный ряд автор раскрывает, выражает свое отношение.

IV.Характеристика действующих лиц эпизода. Средства характеристики: прямая авторская: сознательное раскрытие, личная оценка; портрет (натуралистический, психологический, гротескный); характер героя; речевая характеристика; поступки и действия; психологический анализ; взаимоотношения; художественные детали; пейзаж; говорящая фамилия; ремарка. ВОПРОСЫ 1. Перечислить героев эпизода. 2. Смысловая функция каждого действующего персонажа. 3. Средства создания образа (почему именно эти), к каким художественным приемам прибегает автор.

V. Анализ художественно-выразительных и лексических средств данного эпизода. Их значение. ВОПРОСЫ 1. Найдите художественно-выразительные средства эпизода. 2. С какой целью автор их употребляет. Как данный троп помогает автору характеризовать героя, события, выразить авторское отношение. Как часто в данном эпизоде используется данное художественное средство. Почему. 3. Найдите лексические средства. Для чего они использованы? Какие характерные особенности стиля писателя вы можете отметить?

VI. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов (пейзаж, интерьер, дневник, письмо, сон…). ВОПРОСЫ 1. Какие композиционные элементы в эпизоде использованы. 2. Какую роль данный композиционный элемент играет в раскрытии характера, действия. 3.Почему выбран именно этот элемент композиции. 4. Связь между эпизодом и композицией.

VII. Выявление основной идеи эпизода, соотнесение ее с авторской позицией, роль данного эпизода в контексте целостного литературного произведения.

Основные требования к анализу эпизода Соответствие содержания анализа предложенному эпизоду. Содержательность, завершенность, полнота анализа. Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанных идей. Логичность и последовательность в изложении материала. Самостоятельность в подходе к анализу эпизода. Единство стиля изложения, ясность, точность, образность языка. Рациональное сочетание анализа фрагмента, литературной критики, литературоведческой концепции и собственного мнения. Отсутствие речевых ошибок. Отсутствие грамматических, фактических ошибок.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ПЕРЕСКАЗ

Желаю творческих успехов!