Подготовка к написанию эссе по обществознанию
Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества, которое включает в себя отдельные разделы многих общественно - гуманитарных наук ( философии, истории, антропологии, культурологии, религиоведения, этики, эстетики, экономики, политологии, правоведения и социологии ).
Эти науки не всегда содержат точные и однозначные определения, их законы не настолько безусловны, как в естественно - технических науках. Поэтому при сдаче ЕГЭ по обществознанию имеют большое значение не только сами знания об обществе, но и умения их актуализировать и применять.
Методика выполнения задания С -9 Учащийся должен : 1) Раскрывать смысл высказывания ; 2) Представить и пояснить собственную позицию ; 3) Раскрывать суждения и аргументы с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал ; 4) Рассмотреть различные аспекты проблемы.
При этом если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по данному критерию 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Задание С 9, связанное с написанием мини - сочинения ( эссе ), является единственным в экзаменационной работе по обществознанию альтернативным заданием. Экзаменуемый самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ( проблем ), отраженных в конкретных высказываниях ( афоризмах ), наиболее привлекательную для себя и раскрывает ее смысл.
Оцениваемые результаты эссе : 1) Раскрытие проблемы на теоретическом уровне ( в связях и с обоснованиями ) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа ); 2) Представление собственной точки зрения ( позиции, отношение ) при раскрытии проблемы ; 3) Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Алгоритм выбора темы эссе : 1) Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор ? 2) Согласен лия с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему ? 3) Какие обществоведческие понятия, категории, подходы нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения ? 4) С какими основными проблемами обществознания связана данная тема ? 5) Какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта ?
Достоинства эссе : - наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе ; - описание различных точек зрения на проблему ; - наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в котором они применяются в эссе ; - описание различных подходов к решению проблемы.
При написании эссе можно использовать инновационную технологию обучения – « ПОПС – формулу ».
Ее суть заключается в том, что ученик высказывает : П – позицию ( т. е. объясняет, в чем заключается его точка зрения, начиная с фразы : « Я считаю, что ….»); О – обоснование ( ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная со слов : « Потому что …», « Поскольку …» и т. п.); П – пример ( при разъяснении сути своей позиции ученик использует конкретные примеры, применяя речевые обороты типа « Я могу подтвердить это тем, что …»); С – следствие ( вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит : « В этой связи …»).