«Математика. Программа для четырёхлетней начальной школы». Авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Допущена Министерством образования РФ. Из Пояснительной записки: «…В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно- нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно- воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
«Числа и операции над ними» «Величины и их измерения» «Текстовые задачи» «Элементы алгебры» «Нестандартные и заниматель- ные задачи» «Элементы стохастики» В курсе математики выделяются содержательные линии:
Классификация текстовых задач Простые текс- товые задачи, раскрывающие смысл изучае- мых арифмети- ческих действий Простые тексто- вые задачи, раск- рывающие связи, существующие между действия- Ми, понятиями «целое» и «часть» Простые тексто- вые задачи, раск- рывающие связи между компонен- тами и результа- тами действий Составные задачи, решаемые с по- мощью свойств арифметических действий Составные задачи, представляющие цепочку простых
Текстовая задача Текстовая задача есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения. есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.
Задача Вопрос Условие Ответ Значение выражения Схема Выражение
Методы решения текстовых задач арифметическийалгебраическийгеометрическийлогическийпрактический
Процесс решения задачи перевод словесного текста на язык математики (построение модели) математическое решение анализ полученных результатов
Урок введения нового знания в 1 классе. Тема «Задача»
Линия «Занимательные и нестандартные задачи» в 3 классе содержит: Арифметические ребусы и числовые головоломки Числовые лабиринты Магические фигуры Задачи на перекладывание палочек Элементы логики Математические фокусы Уникурсальные кривые Задачи на взвешивание Затруднительные положения (переливания, пере- правы, разъезды)
Линия «Элементы стохастики» Элементы комбинаторики Теория графов Наглядная статистика Описательная статистика
1 уровень (уровень стандарта) 2 уровень (уровень программы) Решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин Иметь представление о решении «задач на части» Решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях Понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием Решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и др. модели) Читать и строить вспомогательные модели к составным задачам Вычислять объём параллелепипеда (куба) Находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов Вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников Использовать заданные уравнения при решении текстовых задач Читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм Решать простейшие задачи на принцип Дирихле Находить вероятности простейших реальных событий Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса.