ОСВЕТИТЬ ОСНОВНЫЕ ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ВИДЫ СВОЙСТВА Объём Распределение Концентрация Устойчивость переключение -воспитание сознательного отношения человека к своей деятельности, разъяснение её значимости и необходимости -правильная постановка и разъяснение учебных вопросов на занятиях -повышение интереса к занятиям -сближение содержания занятия с жизнью -поддержание организованности и дисциплины на занятиях - Развитие воли и характера Пути развития внимания -НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ -ПРОИЗВОЛЬНОЕ -НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ -ВНУТРЕННЕЕ -ВНЕШНЕЕ
ВНЕШНЯЯ АКТИВИЗАЦИЯ подразумевается стимуляция более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и др.) и поддержание общей работоспособности ребенка. обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования различных методов, видов и приемов учебной работы; правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе; физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке; поддерживание позитивных эмоций; применение игры и соревнования как дидактического приема. ВНУТРЕННЯЯ АКТИВИЗАЦИЯ самостоятельная работа учащихся; элементы программирования (в начальных классах, прежде всего, элементы самоконтроля); проблемное обучение; творческие задания.
В.А. Сухомлинский писал: Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Обучая учащихся "образников" (учащихся с правополушарным типом мышления), особое внимание нужно уделять развитию речи и логических способностей детей. При осуществлении обучения реализуется ведущий принцип дидактики "от общего к частному".
При работе с "гармониками" (учащиеся с равнополушарным типом мышления) необходимо учитывать их способность к быстрому темпу действий, принятию решений; уделять внимание воспитанию умения слушать: умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет слушать.
Обучая "логиков" (учащихся с левополушарным типом мышления), следует активизировать их творческие способности. При организации обучения необходимо учитывать принцип дидактики "от частного к общему".