Социальная компетентность
Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт.
Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме. Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме.
«… социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации» Г.И.Сивкова.
«… социальная компетентность – результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учётом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста» В.Г.Ромек
«… в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; выносливость и целеустремлённость» В.И.Байденко
Позиции, на которых ставится акцент: Компетенция социального бытия и взаимодействия человека в социуме рассматриваются в самом широком смысле понятия «социальный». Профессиональные компетенции входят в понятие «социальные», являясь объектом социально-направленного обучения. Компетенция социального бытия и взаимодействия человека в социуме рассматриваются в самом широком смысле понятия «социальный». Профессиональные компетенции входят в понятие «социальные», являясь объектом социально-направленного обучения. Компетентности в своё понятийное содержание включают знание того, ЧТО и того, КАК, т.е. средства и способы взаимодействия. Компетентности в своё понятийное содержание включают знание того, ЧТО и того, КАК, т.е. средства и способы взаимодействия. Социальные компетентности имеют компонентный состав. Социальные компетентности имеют компонентный состав. Социальные компетентности имеют возрастную динамику и возрастную специфику. Социальные компетентности имеют возрастную динамику и возрастную специфику.
Ключевые социальные компетентности: Компетентность здоровьесбережения как основу бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека; Компетентность здоровьесбережения как основу бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека; Компетентность гражданственности как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства; Компетентность гражданственности как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства; Информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде; Информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде; Компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; Компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; Компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования формулирования мысли при её порождении и восприятии на родном и неродных языках. Компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования формулирования мысли при её порождении и восприятии на родном и неродных языках.
Пять компонентов социальных компетентностей: Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека;Готовность к проявлению личного свойства в деятельности, поведении человека; Знанием средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей;Знанием средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществление правил и норм поведения, что составляет содержание компетентностей; Опытом реализации знаний и умений;Опытом реализации знаний и умений; Ценностно-смысловым отношением к содержанию компетентности, его личной значимостью;Ценностно-смысловым отношением к содержанию компетентности, его личной значимостью; Эмоционально-волевой регуляцией как способностью адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявление компетентности.Эмоционально-волевой регуляцией как способностью адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявление компетентности.
Подходы к формированию социальных компетентностей: Личностно-деятельный подход. Личностно-деятельный подход. Ситуационно-проблемный подход. Ситуационно-проблемный подход. Задачный подход. Задачный подход.
Социальная компетентность: Способность брать на себя ответственность; Способность брать на себя ответственность; Участвовать в современном принятии решений; Участвовать в современном принятии решений; Регулировать конфликты ненасильственным путём; Регулировать конфликты ненасильственным путём; Участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др. Участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др. Способность учиться всю жизнь как основа профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни. Способность учиться всю жизнь как основа профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни.
Социальная компетентность основывается на реализации потребности личности в: Самоактуализации; Самоактуализации; Повышении уровня профессионального мастерства; Повышении уровня профессионального мастерства; Удовлетворении эстетических, культурных, познавательных запросов; Удовлетворении эстетических, культурных, познавательных запросов; Любви, уважении, признании; Любви, уважении, признании; Усвоении культурных норм; Усвоении культурных норм; Сохранении самооценки; Сохранении самооценки; Удовлетворении физиологических и бытовых потребностей; Удовлетворении физиологических и бытовых потребностей; Безопасности. Безопасности.
Схема деятельности учителя по развитию социальной компетентности ученика. Структура нравственных и творческих качеств личности. Сущность работы учителя. Созидательная направленность личности. Развитие у обучающихся интереса и интеллектуальных умений, необходимых для творческой деятельности. Регулярное выполнение не только учебных, но и тех заданий, которые имеют практическое значение. Создание ситуации переживания детьми чувства успеха.
Личная и общественная полезная деятельность. Обучение детей видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть способами выполнения её с учётом требования «не навреди всем» живым организмам и полезным для человека техническим и культурным объектам. Видение вариативности достижения цели Работа над умениями детей планировать свою жизненную карьеру и видеть варианты реализации плана (путём создания системы заданий, требующих поиска вариантов решения и использования различных способов их выполнения)
Выполнение личных обязательств. Планомерность и самоконтроль своей деятельности. Систематическое с 1 класса обучение детей планировать свою деятельность и выбирать приёмы выполнения плана. Постепенный переход к самостоятельному планированию выполнения заданий в течении дня, недели и в конечном итоге на рубеже 9 класса овладение умением планировать свою жизненную карьеру. Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить). Обучение планированию – это прежде всего обучение реальной самооценке своих способностей, оценке результатов своей работы на основе предложенных критериев, создание таких критериев самостоятельно и решение проблемы соотношения желаний и возможностей (каждый человек должен знать, что он может и чего не может реально выполнить. Это позволяет ему выполнять обещанное и не обещать того, чего не может выполнить).
Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определить соотношение затраченного времени и полученных результатов, а также сложность выбранного пути. Критерии эффективности любой деятельности следующие: высокий результат, относительная простота выполнения, минимальная затрата времени, материалов. Конструктивность критического анализа Создание условий для развития у детей умения критиковать конструктивно идею, а не её автора. Для этого важно: знание предмета критики, владение современными методами познания и категориями логики; способность увидеть положительное, новое в критикуемой идее и предложить пути исправления ошибки, помочь автору критикуемой идеи исправить ошибки.
Умение поставить творческую достойную цель и подчинить свою деятельность её достижению. Применение на уроках и внеучебных занятиях материалов, содержащих сведения о современных нерешённых проблемах науки, техники, искусства, общества. Воспитание у детей умений разделять темы уроков на вопросы, которые нужно изучить, объяснить значимость нового материала для себя. Воспитание у учащихся умения более высокого уровня – находить проблемы (в том числе и нерешённые) в научно-популярной литературе. Высокая работоспособность. Обучение приёмам интеллектуальной деятельности (дополнение, изменение, самостоятельное исправление ошибок, доказательство, опровержение, выделение правил из фактологической информации, выбор информации по правилам, составление научной картотеки, умение работать в группе, парами, индивидуально).
Владение методами решения проблем. Использование специальных методов творческой деятельности и обучения им детей: метод «мозгового штурма», контрольных вопросов, морфологический анализ, системный анализ процессов и событий, приёмы решения противоречий. Защита личных убеждений. Обучение школьников умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований. Обучение школьников умениям анализировать и сравнивать информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований.
I способ: СаморазвитиеСамопознание СамореализацияСамоопределение Адаптация в обществе
Самостоятельный выбор ученика. II способ:
Некоторые виды заданий: 1. Метод прогноза. Сделать прогноз о возможном ходе исторических процессов при событиях, которые могли бы произойти, но не произошли. 2. Метод прогноза. Прогноз о ходе экологических изменений. 3. Метод высказывания и аргумента. Высказать и аргументировать СВОЁ мнение.
Методика «Уголки». 1 дискуссионная группа 2 дискуссионная группа НАБЛЮДАТЕЛИ Учитель Дискуссия.
Метод воображаемого путешествия: Представить себя каким либо предметом, животным или природным явлением Описать свои ощущения, эмоции и действия.
Классный руководитель Создание имиджа класса Социализация учащихся Физическое развитие Преемственность этапов детского развития Педагогическая поддержка Мотивация обучения Индивидуально- личностный подход Культуросообразность воспитания Создание атмосферы познавательного комфорта Создание условий для обретения каждым учеником смысла учения и жизни
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский. «Главное дело воспитания в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые… которые он считает своими, в решение которых включается» С.Л.Рубинштейн. «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л.Н.Толстой.
«Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира, составляющих его людей» В.А.Сухомлинский. «Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самих себе помогать» Песталоцци. «И труд свой пристально любя – он всех основ основа, - Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово» А.Т.Твардовский. «Ценность любого инструмента определяется тем, чьи руки его держат» Пословица.