Класс: 6 Учитель: Борисова Ирина Анатольевна
Цели : Знакомство учащихся с музыкой в стиле джаз Задачи: По средствам музыкального восприятия и сравнительного анализа музыки с другими видами искусства (живопись, архитектура, мода веков) установить принадлежность джаза к музыке 20 века. Познакомить учащихся с истоками джазовой музыка; трудовые песни, баллады, рэг-тайм, спиричуэл, блюз; первые составы духовых джазовых оркестров; причины возникновения и распространения нового музыкально стиля – джаз.
Задание 1. Прослушать музыкальное произведение и определить какие чувства, эмоции содержатся в музыке?
Свобода Раскрепощенность Текучесть (беспрерывность) Необычность (в ритме и гармонии) Техничность Ритмичность Бесконечность движения Оригинальность Чудаковатость
Задание 2. Из представленных слайдов (живопись, архитектура, мода веков) выбрать созвучные прослушанной музыке.
Картина Дама с единорогом Картина Мадонна Грандука Картина Папа Лев 10 с кардиналами. 1518
Владимир Лукич Боровиковский. ПОРТРЕТ М. И. ЛОПУХИНОЙ г. Дмитрий Григорьевич Левицкий. ПОРТРЕТ П. А. ДЕМИДОВА г. Дмитрий Григорьевич Левицкий. ПОРТРЕТ Е. Н. ХРУЩЕВОЙ И Е. Н. ХОВАНСКОЙ
На основе сделанных выводов произвести экспертное заключение по одному из утверждений: 1. Джаз – искусство 20 века! 2. Джаз искусство ? Века.
Исходя из того, что музыка, как и другие виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, поэзия…) происходит из самой жизни и отображает жизнь человека, мы сравнили музыкальное произведение в стиле джаз с образцами живописи, архитектуры, моды веков, чтобы установить или «услышать» созвучие данного произведения с какой либо из представленных эпох. Выводы и заключения: Представленное музыкальное произведение несет ощущение свободы, раскрепощенности, текучести, необычности (в ритме и гармонии), техничности, ритмичности, бесконечного движения, оригинальности, чудаковатости… Все вышеизложенные эмоции и чувства пеердают живопись, архитектура и мода 20 века. На основе этого мы делаем вывод: джаз – искусство 20 века. В джазе отражается свобода, техничность, бесконечное движение, поиск, присущий XX веку и веку XXI.
Фольк лор амери канских негров Трудовые песни баллады спиричуэлс блюзблюз Спиричуэлс – духовные песни американских негров Блюз ( «блу», «девл»- меланхолия, хандра ) - сольная песня о потерянной любви, неволе, непосильном труде… Рэгтайм – негритянский танец кекуок и европейские танцы вальс, кадриль, мазурка, полька…
Вокальное исполни тельство Инструментальное исполнительство имитирует вокальное
Ранний джаз Музыкальные инструменты марширующих оркестров корнет тромбон Флейта-пикколо валторна туба контрабас барабаны
Страсть к музыки среди негров поощрялась. В поместьях, в армии, в многочисленных увеселительных заведениях существовали негритянские оркестры. Негры – музыканты путешествовали по стране в минстрел - шоу и распространяли новую музыку повсюду. В большинстве своем негры – музыканты не знали нотной грамоты. Они изучали то, что им нравилось : конкретную технику, манеру исполнения, конкретное произведение
Новый Орлеан – город-легенда и город легенд. Населен выходцами из Франции и Испании. Город танцующий, веселящийся и поющий. Три оперные труппы (население 50 тыс. чел.), несколько симфонических оркестров, десятки танцевальных. Музыка белых и негритянская музыка смешивались «на пятачке». Отрывки из опер, фортепианные произведения европейских композиторов, песенки из водевилей, блюзы, регтаймы, все варилось в одном котле, и, в конечном счете, в первом десятилетии 20 века возникла новая музыка – джаз (« джезинг ит ап» - играть с воодушевлением)
Первая пластинка 26 февраля 1917 г, Оркестр « Ориджинал Диксиленд» фонограф граммофон С Луи Армстронга началась эра солистов –виртуозов джаза Джаз пошел по Америке
Джордж Гершвин, один из самых известных белых джазовых композиторов Джазовый ансамбль Bolden band (1905) Руководители знаменитых джаз- оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен Руководит ели знаменит ых джаз- оркестров Дюк Эллингтон Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха
Процесс формирования джаза История возникновения джаза связана с городом Новым Орлеаном и датируется 1900 – 1917 г.г. Процесс формирования джаза тесно связан с развитием фольклора американских негров, сложившегося в результате взаимодействия двух музыкальных культур: потомков африканских рабов и белого населения США. Рабы, привезенные с африканского континента принадлежали к разным племенам, зачастую они даже не понимали речь друг друга, естественно, что и их музыка во многом отличалась как по ритму, так и по гармоническому складу. В создании новой народной музыки большую роль сыграли прежде всего трудовые песни, которые хотя бы частично облегчали монотонный изнурительный ручной труд. Обычно они исполнялись запевалой в сопровождении группы рабочих. Широкое распространение в музыке американских негров получили баллады, прототипом которых были английские и шотландские баллады Приобщение черных рабов к религии белых и знакомство с многоголосным пением (религиозные гимны) породило спиричуэл – духовные песни американских негров Самое существенное влияние на формирование джаза оказал – блюз ( исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармоники (тематика блюзов: о потерянной любви, о неволе и непосильном труде…) Народные блюзы и блюзы, сочиненные негритянскими композиторами получили широкое распространение не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Они оказали огромное влияние на развитие джазовой музыки во многом предопределив ее интонационное и ритмическое строение, а так же импровизационный стиль исполнения
Джаз – сплав элементов двух музыкальных традиций. История джаза – часть истории 20 века. В 20-е годы существовало выражение «век джаза». Джаз восходит к фольклору американских негров, сложившегося в результате взаимодействия двух музыкальных культур: с одной стороны, потомков африканских рабов, завозившихся с начала 17 до середины 19 века с западного побережья Африки, с другой – белего населения США. Это нашло свое проявление прежде всего в вокальных жанрах афро-американской культуры. Джаз – это музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций. В создании новой народной музыки большую роль прежде всего сыграли трудовые песни, которые хотя бы частично облегчал их монотонный изнурительный труд. Создавались они в процессе труда и исполнялись запевалой в сопровождении группы рабочих. Наряду с трудовыми песнями широкое распространение в музыке американских негров получили баллады, завезенные в новый свет белыми переселенцами из Англии и Шотландии. Важной вехой в жизни черных рабов стало их приобщение к религии белых. В протестантской церкви, негры никогда до тех пор не слышавшие многоголосного пения, впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами. На своих религиозных собрания они стали исполнять христианские гимны на африканский манер. Так появился спиричуэл - духовные песни американских негров. Основу их тематики составляли библейские сюжеты, за которыми скрывались горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэл певцом в сопровождении хора. Лучшей исполнительницей спиричуэл признана негритянская певица Махелия Джексон. (муз. отрыв. Кассета),
Блюз – предтеча джаза Из спричуэла и «york song» (трудовой песни») возник блюз («блу», «девл» – меланхолия, хандра) - предтеча джаза. Бдюзы получили широкое распространение после гражданской войны Севера и Юга ( ). В отличии от трудовых песен и спиричуэл они исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармоники. В блюзах пелось о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде…. Несмотря на преобладающее в блюзах настроение грусти и безнадежности, что было обусловлено тяжелой судьбой народа, жившего в рабстве и изгнании, в них нередко звучал и юмор. «Я смеюсь лишь для того, чтобы не плакать» – поется в блюзе Ричарда Джонса «Тоска» Народные блюзы и блюзы, сочиненные негритянскими композиторами получили широкое распространение не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Они оказали огромное влияние на развитие джазовой музыки во многом предопределив ее интонационное и ритмическое строение, а так же импровизационный стиль исполнения Исполнительницы блюза Бесси Смит, Блю Холидей вошли в историю джаза.
Формирование инструментальной джазовой музыки Наряду с вокальной формируется и инструментальная музыка американских негров. Ее зарождение основывалось на имитации вокального способа исполнения, что определило состав первых оркестров – чаще всего один-два корнета, кларнет, тромбон, труба и ударные инструменты. Такие духовые оркестры были необычайно популярны на Юге США. Без них не обходилось ни одно мероприятие. Они участвовали в уличных парадах, карнавалах, шествиях, танцевальных вечерах, пикниках, свадьбах, похоронах… Позже из таких коллективов начали формироваться первые оркестры джаза.