Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Приемы вступления (приложение 1) 1. Несколько слов об авторе текста ( можно использовать, если вы абсолютно уверены в том, что автор и его творчество вам известны) 2. Вопрос (риторический или интересный вопрос по теме) 3. Высказывания знаменитых людей, пословицы и т.п. 4. Восклицание 5. Рассказ о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса) 6. Начало с ключевого слова. 7. Обоснование актуальности проблемы 8. Ассоциация (выбирается ассоциация, далекая на первый взгляд от проблематики текста, а потом выясняется их глубинная связь). Этот тип вступления подходит только для творческих детей. Д.С. Лихачев - известный ученый, талантливый публицист. Многие его тексты посвящены нравственным проблемам. Часто ли мы задумываемся о том, как мы говорим? Можно составить небольшой словарик таких цитат. К каждой проблеме подобрать по одной цитате и пословице. («Станьте солнцем – и вас все и увидят» Ф.Достоевский, к текстам о нравственности, смысле жизни, совести и т.п. Какое счастье после долгого путешествия вновь оказаться дома! Текст (автор) меня заинтересовал. Раньше я никогда не задумывался над проблемой… Счастье… Проблема, поднятая в тексте (автор), актуальна, как никогда… Представьте себе книгу, на которой вырваны почти все страницы. В ней есть только обложка, а внутреннего содержания нет. Когда я читал текст (автор), у меня возникла эта ассоциация. Казалось бы, какая тут связь? Человек, который знает мало слов своего родного языка, напоминает такую книгу.
Как обозначить и прокомментировать проблему (приложение 2,3) Проблема: милосердия добра и зла употребления в речи бранных слов нравственного выбора (как поступить герою…) жестокого отношения к одиночества социальной справедливости поиска цели и смысла (чего-либо) сложности жизни роли (книг, искусства, природы) в жизни человека Комментарий Текст адресован… Затронутая в тексте проблема относится к (числу вечных)… Это (какая?) проблема, потому что… Проблема может заставить читателя глубоко задуматься; серьезно размышлять; обратить внимание; переосмыслить свое отношение… Автор обращает читательское внимание… Хочется выделить несколько аспектов данной проблемы… Более всего автора тревожит то…
Формулировка авторской позиции (приложение 4) Автор убежден, что… считает, что… сомневается в чем-либо верит в то, что… не уверен в том, что… ссылается на… Автор прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что…
Как выразить и аргументировать собственное мнение (приложение 5) По моему убеждению, автор… Автор убедительно доказывает, что… Я разделяю точку зрения автора и считаю, что … Автор предлагает интересное решение проблемы… Не могу не согласиться с автором. Действительно… Тезис: сформулировать свое мнение по данной проблеме (оно чаще всего повторяет авторское, но слова нужно подобрать другие) Аргументация: - логические аргументы (аргумент- суждение), рациональные (статистика, законы природы) - иллюстративные (пример из литературы) - ссылки на авторитет (мнения ученых, обращение к опыту аудитории) Совет: создайте «копилку мудрых мыслей» к разным проблемам. Например, «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ) – к проблеме изменения русского языка
Работа над заключением (приложение 6) Риторический вопрос Восклицание Призыв, совет, пожелание Подведение итогов Что будет, если… Высказывание известного человека Сравнение, развернутая метафора Впечатление от прочитанного текста Мини-открытие Кто же должен научить нас любить природу? Сколько же мудрых советов подарил людям А.П.Чехов! Давайте же делать то, что от нас зависит и … Таким образом, наша речь – это… Есть не ввести жесткого ограничения … Закончить хочется словами … Природа – наш дом, а значит, гибель природы можно сравнить с разрушением собственного жилища. Уже прочитан текст, а я все продолжаю думать о том… Мини-открытие обычно рождается из аргументов и случается, если проблема текста вас действительно встревожила.