Проверка знания текста (по 1-2 части) 1.Как зовут Раскольникова? 2.Как зовут его мать? 3.Как зовут его сестру? 4.На каком факультете учился Раскольников? 5.Чем он подрабатывал на жизнь? 6.Назовите фамилию друга Раскольникова 7.Как звали старуху-процентщицу? 8.Как звали её сводную сестру? 9.В течение какого времени Раскольников готовился к преступлению? 10.Назовите фамилию жениха сестры Раскольникова.
КАТОРГА «Мёртвый дом» «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно.» кто виноват?
Ответ «Преступление и наказание» виновато общество, которое нужно изменить. Какой путь изменения предлагает Достоевский? РЕЛИГИОЗНОСТЬ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
Тема урока: «Кто бы он ни был он Человек»
Развитие замысла: «Еще на каторге думал о чем-то подобном» год «Роман мой называется Пьяненькие и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел? Вторая половина 1865 года работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления. В конце 1865 года «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова» год роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых : Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма ? Отношения между членами семьи. Рассказ о матери Раскольникова. Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова. Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным ?
Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
Почему самое страшное это судьбы детей, искалеченные этим миром ? На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова ? Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям ? Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников ?
С ЛОВО В ЗАЩИТУ М АРМЕЛАДОВА И ЕГО СЕМЬИ : Как он появляется в романе? Какое впечатление вызывает у окружающих? Как видит его Раскольников? Внешность Мармеладова. Речь Мармеладова. Рассказ Мармеладова о своей семье. Судьба Сонечки. Как появляется в романе Екатерина Ивановна? Рассказ о ее судьбе (прошлое). Внешность Екатерины Ивановны. Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны. Кто виноват в судьбе героев?
В ЫВОД Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала- а-сь!»
Домашнее задание : Развитие идеи Состояние Раскольникова Первая встреча с Аленой Ивановной Разговор в трактире студента и офицера Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной