Религии древних цивилизаций Ближнего Востока (Древний Египет, Древняя Месопотамия) 1.Типологические черты ранних политеистических религиозных систем 2.Религия Древнего Египта 3.Религия Древней Месопотамии
К концу неолита человечество поднялось на качественно новую ступени своего развития – цивилизацию. Об этом свидетельствуют накопленные технологические и интеллектуальные достижения - поливное земледелие, металлургия, города, монументальная архитектура, государство, письменность Цивилизация – этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. (Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс) Цивилизация – это качественное своеобразие материальной и духовной жизни группы стран, народов на определенном этапе развития (А.Тойнби)
Типологические черты ранних политеистических религиозных систем: огромное число богов без четкой их иерархии и разделения функций механическое сочетание архаических и новых воззрений на мир сверхъестественного не оформлены в виде единых и последовательных учений этические требования не выступали на первый план
Древний Египет Атум-Ра – главный бог, бог солнца Шу – воздух Тефнут – влажность Геба – земля Нут - небо Осирис - бoг плодородия Сет - бога пустынь и хаоса Исида - богиня-мать и символ трона Нефтида – помощница Исиды Великая Девятка богов Египта:
Бог Амон-Ра
Богиня Тефнут-Сохмет Художники изображали Тефнут-Сохмет в образе стройной женщины с головой львицы.
Египтяне изображали небо и землю так: бог Геб лежит, а богиня Нут стоит над ним. Бог Шу, подняв руки, поддерживает Нут. На груди и на животе Нут звезды (антропоморфное представление о Вселенной ) Древнеегипетская космогония
Богиня Нут и ее дети: Исида, Осирис, Сет, Нефтида
Солнечное божество Ра днем проявляло себя в виде сокологолового человека, на рассвете крылатого жука-скарабея Хепер, а на закате обретало человеческий облик бога Амон. Бог Джхути (которого греки называли Тот) мог выглядеть птицей-ибисом и павианом одновременно и считался богом времени, мудрости, изобретателем письма, вестником богов. Большой Хапи (бог Нила половодного), Себек (бог-крокодил топей и болот) и Хнум (бог плодородия в облике барана) управляли разливом Нила, от которого зависела жизнь страны. Почти каждый бог мог проявить себя в разных формах: зооморфной (в облике животного) антропоморфной (человеческом облике) смешанной
1.Вокруг Амона - «солнечная» концепция 2.Вокруг Осириса - «осирическая» концепция В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира Особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Главные мифы и религиозные концепции Миф – (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе
«Солнечная» концепция Бог Ра в солнечной ладье Богиня Нут в образе прекрасной Небесной Коровы Нут ежедневно проглатывает звезды и солнце, а затем рождает их снова (смена дня и ночи)
«Осирическая» концепция Амулет – Гор, Осирис и Исида Сет
Культ царя Эхнатон Нефертити
Согласно египетским представлениям, у человека есть несколько проявлений: тело ба (жизненная сила) анх (дух) ка (двойник, видимо, любое его изображение) имя и др. Культ мертвых
Саркофаг Нана, жреца бога Птаха
Статуя писца Маа-Ни-Амон
статуэтки слуг (ушебти)
Пирамиды
Суд Осириса Иллюстрации из книги мертвых
Храмы Храм Амон-Ра в Карнаке
Луксорский храм