ФГОС среднего (полного) общего образования: нормативные основы Беляева Любовь Леонидовна, доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее ФГОС) установлены в соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…». Федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы были приняты в мае 2012 года.
Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») номер 273-ФЗ. Основная часть закона вступила в силу 1 сентября 2013 года.
ФГОС старшей школы – стандарт индивидуальных образовательных маршрутов и потенциальная возможность выбора Дмитрий Ливанов о ФГОС старшей школы.mp4 Дмитрий Ливанов о ФГОС старшей школы.mp4
Раздел I Общие положения: Пункт 4 Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, обеспечивающий методологию культурно-деятельностной психологии (Асмолов) Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования (И.И. Калина) Смена базовой институциональной формы в сфере образования: от «школы» к «индивидуальной образовательной программе» (П.Г. Щедровицкий)
Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на практике Правительство РФ от организация профессионального самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда -организация работы по созданию портфолио обучающихся(учета достижений) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития
Основные проблемы Несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда; несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования; несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм деятельности существующей старшей школы; несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста; кризис школы как базовой институциональной формы образования (потеря школой монополии на образование).
Принципиальные установки на модель современной старшей школы: тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников; - ориентация ИОП на разработку и начало реализации личного карьерного проекта; - переход от «знаниевой» к «компетентностной» парадигме содержания образования; - включение в образовательный план старшеклассника предметов, позволяющих освоить ключевые сферы деятельности современного человека: экономика, предпринимательство, политика, управление, социальные коммуникации, дизайн и т.п.;
- деятельностно-практическое освоение учебного материала; - приоритет самообразования, форм сетевого (открытого) образования; - социализация: участие старшеклассника в муниципальных, региональных, федеральных стратегических программах, социокультурных проектах; - привлечение на педагогическую/преподавательскую работу в старшей школе специалистов из сфер реальной политики, бизнеса, культуры, науки и т.д.; - организация старшей ступени школы в форме социально-культурно- образовательного комплекса – «интегрированного социального учреждения, оказывающего многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения - инвестиционная привлекательность образовательных программ старшей школы для бизнеса и местного сообщества.