1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. 2. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. 3. К основным составляющим компетентности работников образования относятся : профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.
Это эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей ; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики ( опросов, индивидуальных и групповых интервью ), психолого - педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование ; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися ( воспитанниками, детьми ), осуществление оценочно - ценностной рефлексии.
Это эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно - коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно - методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе ; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Это эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком ; установление контакта с обучающимися ( воспитанниками, детьми ) разного возраста, родителями ( лицами, их замещающими ), коллегами по работе ; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей ; умение убеждать, аргументировать свою позицию ; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Это эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. 6. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела : " Должностные обязанности ", " Должен знать " и " Требования к квалификации ".
В разделе " Требования к квалификации " определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы
В разделе " Должен знать " содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе " Должностные обязанности " содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки " Образование и педагогика " без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки " Образование и педагогика " без предъявления требований к стажу работы.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность ; Конвенцию о правах ребенка ; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию ; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену ; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников ; педагогическую этику ; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников ; методы управления образовательными системами ; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода ;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями ( лицами, их заменяющими ), коллегами по работе ; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения ; основы экологии, экономики, социологии ; трудовое законодательство ; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием ; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения ; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям ( лицам, их заменяющим ). Проводит наблюдения ( мониторинг ) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план ( программу ) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.