Бурова Светлана Анатольевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ НО 410 СВАО г.Москвы
СОДЕРЖАНИЕ Портрет агрессивного ребенка 1.Портрет агрессивного ребенка 2.Причины появления агрессии у детей 3.Как выявить агрессивного ребенка 4.Принципы работы с агрессивными детьми для педагога 5.Экстренное вмешательство взрослых при агрессивных проявлениях 6. Рекомендации для педагогов по работе с агрессивными детьми 7. Анкета для выявления агрессивности у ребёнка в классе
Агрессия ребенка Агрессия ребенка это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность,...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» 1. 1 (Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»)
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Они боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
1.Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. 2.Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. 3.На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада: либо снисходительность, либо строгость.
Критерии агрессивности: Ребенок: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Правила экстренного вмешательства: 1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3.Контроль над собственными негативными эмоциями. 4.Снижение напряжения ситуации. 5.Обсуждение проступка. 6.Сохранение положительной репутации ребенка. 7.Демонстрация модели неагрессивного поведения.
1)Проведение коррекционной и поддерживающей работы. 2)Создание в группе эмоционального комфорта для детей. 3)Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом. 4)Формирование адекватной самооценки. 5)Формирование навыков самоконтроля. 6)Учить навыкам сотрудничества. 7)Развитие творчества у детей.
АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЁНКА В КЛАССЕ 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЁНКА В КЛАССЕ 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский