Разработали: учитель химии МОУ СОШ 67 Строчилина Татьяна Владимировна учитель математики МОУ СОШ 67 Кожеурова Галина Владимировна Воронеж 2010 г.
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
ЦЕЛИ УРОКА: Объединить знания по химии и математике в теме «Доля» при решении расчетных задач. Выяснить, для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни человека.
ТЕМА УРОКА: «Массовая доля растворенного вещества в растворе.»
« Что такое доля?». « Мы делили апельсин, много нас, а он один….»
Актуализация знаний и умений Что такое доля? Чем она может быть выражена? Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа? Что такое процент? Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого?
Выполните задание 1 на листе «Заполните таблицу», где а- масса доли, р%- часть числа, b- масса целого числа аР%b
Проверьте свои результаты! a P%b ,45% % %1500
Изучение нового материала. Демонстрационный эксперимент. Чем отличаются эти растворы? Масса растворенного вещества в растворах различна
Роль растворов в природе. 1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря, 3% - озера, реки, подземные воды. Роль растворов в природе. 90% воды содержат плоды огурца, арбуза
Тело медузы состоит на 99.9% изводы
70% - массовая доля воды в организме млекопитающих.
Первичный океан содержал, по мнению ученых 1% солей.
Массовая доля солей в крови человека 0,9%.
Природные воды, живые организмы, бытовые и промышленные жидкости – это растворы.
Компоненты раствора Раствор = растворенное вещество + растворитель m раствора= m растворенного вещества+ m растворителя Что чаще всего используется в качестве растворителя? Приведите несколько примеров водных, спиртовых растворов, которые использует человек.
Выполните задание 2 «Заполните таблицу» Даны две из трех составляющих раствора. Необходимо найти третью неизвестную составляющую. Масса вещества,гМасса растворителя,г Масса раствора,г
«Проверьте свои ответы!» Масса вещества, г Масса растворителя, г Масса раствора, г
Формула для расчета массовой доли растворенного вещества ω= m растворенного вещества *100% m раствора
Как найти массу раствора? m раствора = m растворенного вещества * 100% ω
Как найти массу растворенного вещества? m растворенного вещества = ω * m раствора 100%
Физкультпауза. «Глядя на слова произнесите вслух цвета, которыми эти слова написаны, как можно быстрее! Удачи!!!»
Решите задачу: Задача 1 Рассчитайте массовую долю медного купороса в двух растворах, если масса растворов г, причем в первом из них растворено 10 г соли, а во втором – 2 г. Ответ: 10%, 2%.
Объясните, что означает запись? 100г 36% раствора 100г 12% раствора 50 г 7% раствора 20 г 10% раствора 56г 12 % раствора смешали с 56 г 24% раствора. Какова массовая доля в полученном растворе? 45 г 17% раствора смешали с 70 г 26% раствора. Какова массовая доля в полученном растворе?
Проверьте свои результаты: 36 г соли растворено в 64 г воды 12 г соли растворено в 88 г воды 3,5 г соли растворено в 46,5 г воды 2 г соли растворено в 18 г воды ω = 56*0,12+56*0,24/ 112= 0,18 или 18% ω= 45*0,17+70*0,26/ 115 = 0,22 или 22%
Демонстрационный эксперимент. Перед вами два новых раствора. В чем отличия этих растворов? Интенсивность окраски одинакова, значит концентрация одинакова, но различна масса растворов.)
Решите задачу 2: Рассчитайте массу растворенного вещества в двух растворах, если масса первого - 80 г, второго - 50 г, массовая доля растворенной соли равна 15 % в каждом растворе. Ответ: 12г, 7,5г
Демонстрационный эксперимент Дольем воды в исходные растворы. В первый мл, а во второй – 50мл. Как изменились растворы внешне? Что произошло с концентрацией растворов?
Решите задачу 3. Масса первого раствора стала равна 180 г, а второго 100 г. А масса растворенного вещества при этом не изменилась. Рассчитаем массовую долю в полученных растворах. ω 1 =12/ 180 *100% = 6,67% ω 2 = 7,5/ 100 * 100% = 7,5%
Заполните таблицу 3. Выполните округление данных чисел до разряда десятых. числоокругление 7,856 14,349 0,989 15,5 13
Проверьте свои результаты числоокругление 7, , , , 44315,5 12,89713
Для чего нужны знания о массовой доле?
Зарядка для глаз «Посмотрите внимательно в центр картинки»
Самостоятельная работа. Контроль знаний. Задачи первого уровня 1 вариант Определите массовую долю соли в растворе, если для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли. Ответ: а) 20%; б) 25%; в) 30%; г) 10%. 2 вариант Определите массовую долю сахара в растворе, если для его приготовления взяли 120 г воды и 30 г сахара. Ответ: а) 15%; б) 25%; в) 10%; г) 20%.
Задачи второго уровня 1 вариант Определите массу сахара, который нужно растворить в 1000 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%. Ответ: а) 8 г; б) 80 г; в) 0,8 г; г) 18 г. 2 вариант Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%. Ответ: а) 22,5 г; б) 20 г; в) 100 г; г) 2,25 г.
Задачи третьего уровня 1 вариант К 150 г 20 %-ого раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: а) 5%; б) 8,57%; в) 7%; г) 0,85%. 2 вариант К 200 г 40 %-ого раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: а) 2,86%; б) 28,6%; в) 35%; г) 23%.
Итог урока. Рефлексия знаний. Вопросы к учащимся : - Пригодятся ли эти знания в жизни? - Все ли было понятно? - Какие трудности возникли? - Понравилось ли вам работать на уроке? Оценки за урок.
Молодцы! Спасибо за внимание!