День 2. Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение дерново – подзолистых почв. Цель работы: научиться делать описание в полевых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физико – химические и агрохимические свойства почвы Недостатки почвыМероприятия по повышению плодородия и рациональному землеустройству Оценка: Подпись.
Advertisements

Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение почв речной поймы. Цель работы: научиться визуально по характеру растительности.
Отчёт по полевой практике. ТЕМА: «Исследование почвенного разреза в районе местности Ташангир» Выполнила: Макарова Ольга ученица 8г класса. Руководитель:
Министерство образования и науки РФ Агентство по образованию ФГОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж» Рабочая тетрадь практики для получения.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Изучение почв поселка Громово Авторы: Андрианов Дмитрий Журавлев Максим Кузнецов Николай Руководитель: Цветкова Ольга Георгиевна Областной летний полевой.
Тема: Полевое исследование почв. 1. Изучение болотных почв. 2. Оформление почвенной карты. Цель работы: Установить зависимость различных типов болот и.
Почвы и почвенные ресурсы Образование почв и их разнообразие Образование почв и их разнообразие Закономерности распространения почв Закономерности распространения.
CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования.
Лукьянова О.В. Учитель географии МОУ СОШ6 г Туапсе МО Туапсинский район.
Почва - верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы - плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев. Ландшафт в географии подразумевает.
Тема: Морфологические особенности почвы соснового бора в окрестностях острова Тагарский. Цель: выявление морфологических особенностей почв соснового бора.
Удивительное творение природы – ПОЧВА Автор: Чумин Дмитрий Ученик 7 класса МБОУ «Демиховский лицей»
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.
Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта ». 2. Понятие « Тип почвы ». 3. Закономерности размещения почв.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Образования почв (презентация)
Урок географии в 8 классе. Содержание урока 1.«Почвы – зеркало ландшафта».«Почвы – зеркало ландшафта». 2. Понятие «Тип почвы».Понятие «Тип почвы». 3.
Исследовательская работа. «Выявление особенностей строения почвы Татарского вала» Исследовательская работа. «Выявление особенностей строения почвы Татарского.
Образование почв и их разнообразие
Почвенные ресурсы России. Значение почв для жизни человека Значение почв для жизни человека От чего нужно охранять почву? От чего нужно охранять почву?
Транксрипт:

День 2. Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение дерново – подзолистых почв. Цель работы: научиться делать описание в полевых условиях дерново-подзолистых почв в их естественном сложении с установлением таксономических единиц и границ распространения почвы. Студент должен знать: факторы почвообразования дерново-подзолистых почв, систему таксономических единиц, классификацию дерново-подзолистых почв, комплекс мер рационального использования дерново-подзолистых почв, меры безопасности при работе на почвенных разрезах.

Студент должен уметь: определять место для закладки и закладывать почвенные разрезы, устанавливать по морфологическим признакам типы, подтипы и разновидности дернового – подзолистых почв, отбирать почвенные образцы из генетических горизонтов, устанавливать границы распространения типов почв на местности и картографической основе, давать агрономическую оценку почв. Норма времени: 6 часов. Место проведения: _________________________________________________ Форма организации: звеньевая. Оснащение рабочего места: словарь терминов и определений по почвоведению, рабочие тетради, лопаты, пакеты, шпатели, сантиметры, 10%-ный раствор НСL, фарфоровые ступы. Источники информации: 1.А.М. Лыков и др. Земледелие с почвоведением. 2.А.В. Хабаров, А.А. Яскин. Почвоведение. 3. Методические указания по изучению условий формирования и классификации дерново-подзолистых почв.

Вопросы для допуска: Перечислите морфологические признаки почв. Назовите типы почвенных разрезов. Каково назначение основных разрезов? Каково назначение полуразрезов? Каково назначение прикопок? В совокупности каких почвообразовательных процессов сформировались дернового – подзолистые почвы? В чём сущность подзолообразовательного почвенного процесса? В чём сущность дернового процесса?

Задания для работы: Ознакомьтесь с условиями почвообразования дерново–подзолистых почв. В намеченных точках маршрута заложите почвенные разрезы и по морфологическим признакам установите таксономические единицы дерново-подзолистых почв. Отберите почвенные образцы для агрохимического анализа. Установите на местности и картографической основе границы распространения подтипов дерново–подзолистых почв. Сделайте агрономическую оценку обследованных почв и наметьте план мероприятий и задач по рациональному использованию.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 1 Работа в аудитории. Допуск к очередному этапу практики Смотрите перечень вопросов для допуска 2 Работа в аудитории. Знакомство с условиями почвообразования дерново-подзолистых почв, делением их на подтипы и виды Изучите содержание понятия «Бореальный пояс почвообразования» по учебнику А.В. Хабарова и др.(см. разделы «Таёжно-лесная зона» и «Классификация почв») и методическим указаниям. Обратите внимание на роль природных почвообразующих факторов и процессы, формирующие профиль почв. Заполните в тетради соответствующую схему изучения условий почвенно-климатического пояса и дерново- подзолистых почв. Ход работы.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 3 Работа в поле. В намеченных точках маршрута заложите почвенные разрезы и по морфологическим признакам установите таксономические единицы дерново- подзолистых почв. Соблюдайте меры безопасности при устройстве разрезов и при работе с режущими инструментами. Заполните полевой журнал. Используйте рекомендации из рабочей тетради: «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Содержание морфологических признаков», «Методические указания по изучению условий формирования и классификации дерново-подзолистых почв», пример описания генетических горизонтов дерново-подзолистой почвы по морфологическим признакам и цветную вкладку. 4 Работа в поле. Отберите почвенные образцы для агрохимического анализа. Используйте шпатели и специальные пакеты для сбора образцов почвы. Помните, что образцы массой г отбираются из середины генетических горизонтов. Каждый образец сопровождается этикеткой, в которой заполнены необходимые разделы.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 5 Работа в поле. Установите на местности и картографической основе границы распространения подтипов дерново- подзолистых почв. См. разделы рабочей тетради «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Картографическая основа», «Постоянные ориентиры на местности» 6 Работа в аудитории. Перенесите полученные в полевых исследованиях материалы из полевого журнала в рабочую тетрадь. Заполните бланк «Результаты полевого исследования почв»

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 7 Отчёт по выполнению 2 дня практики Задания для отчёта: 1.Закончите заполнение бланков «Результаты полевого исследования почвы» по всем разрезам. 2.Сделайте агрономическую оценку и составьте комплекс мероприятий по сохранению и повышению плодородия почвы. При оценке примите во внимание показатели, через которые определяется продуктивность почвы и определение мер, направленных на повышение плодородия этих почв. Результаты занесите в таблицу «Агрономическая оценка почв».

Методические указания по изучению условий формирования и классификации дерново- подзолистых почв. 1. Происхождение: Дерново-подзолистых почв сформировались в изреженном лесу с хорошо развитой травяной растительностью в результате совокупного действия дернового и подзолистого почвообразовательных процессов. Имеют мощный профиль, формируются на покровных глинах или моренных суглинках. Классификация: А) по степени выраженности подзолистого процесса, то есть по мощности горизонта А2делится на 4 вида: Дерново-слабоподзолистые (ПД1) А2 – до 5см, часто отсутствует (А1>А2) Дерново-среднеподзолистые (ПД2) А2 – 5 – 15 см, (А1 =А2) Дерново-сильноподзолистые (ПД3) А2 – 15 – 25 см, (А15% в целинных и >4% в пахотных)

2. Из каждого генетического горизонта: лесной подстилки, верхней части гумусового горизонта и середины всех последующих сделать мазки, взять почвенные пробы в бумажные пакеты массой 0,5 кг, отмечая в бланке почвенного описания глубину их взятия. 3. С помощью прикопок установить границы распространения данного типа почв на обследуемой территории, обозначить точки закладки почвенных разрезов и границы распространения типов почв на картографической основе. 4. По окончании работы почвенные разрезы закопать, не смешивая почву верхнего горизонта с нижележащим.

Схема изучения бореального почвенно-климатического пояса и дерново-подзолистых почв Климат: __________________________________________________ Тип водного режима:________________________________________________ Характер растительности: ___________________________________________ __________________________________________________________________ Формы рельефа: ____________________________________________________ __________________________________________________________________ Почвообразующие породы ___________________________________________ Основные процессы формирующие профиль дерново-подзолистых почв: ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ________________________________________________ Подтипы: ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________ Виды: ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________

Разрез ______________ Местоположение: ____________________________________________ Рельеф: _______________________________________________ Растительность (описание): __________________________________________________________ Строение и описание профиля почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки Полное название почвы: ________________________________________________________ ________________________________________________________ Индекс почвы: _____________________________ (Внести данные).

Привязка: Кормовой севооборот, бригада 3 ПХ Сылвенское. Кунгурского района. На расстоянии 1200 м. От п. Учхоз в северо-восточном направлении. 10 м. от леса. Уклон поля на СВ 6-8 градусов. Распаханные многолетние травы прошлых лет.

Полный разрез Дерново- слабоподзолистая, среднесуглинистая почва на покровных глинах.

Дерново-подзолистые почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки А 1 ( Пах) А 2 В В В С больше 114 светло-серого цвета, мелкокомковатая, тяжелосуглинистая, влажная, плотная, густая сеть корней растений, имеются ходы червей, новообразований и вскипания от HCI нет, переход ясный. цвет бурый с сероватым оттенком, единичные корни растений, включений и новообразований нет, плотная, комковатая, влажная, вскипаний нет, переход не ясный. темно-бурого цвета, новообразования в виде пятен серого цвета, плотная, влажная, комковатая, корней растений, включений и вскипания нет. Переход не ясный. темно-бурого цвета, влажная плотная, комковатая; включений, новообразований и вскипания нет, переход не ясный. цвет темно-бурый, влажная, плотная, комковатая, вскипаний нет, включений и новообразований нет. Изучив строение и морфологические признаки, пришли к выводу, что это Дерново-слабоподзолистая, среднесуглинистая почва на покровных глинах.

Привязка Бригада 3; ПХ Сылвенское, на расстоянии 2400 м. от поселка Учхоз в восточном направлении, вблизи одиночных берез. Рельеф равнинный, на границе пашни и поляны с естественной растительностью и преобладанием злаков, фаза развития – начало колошения, высота травостоя см.

Дерново-подзолистые почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки Травяной войлок А о 0-6 см 6 А см 32 А см 20 А 2 В 58-88см 30 В 88-96см 12 С больше 96см светло-серый, густая сеть корней растений, плотная, влажная, вскипаний нет, переход неясный. темно-серого цвета, видны ходы червей, плотная, влажная, комковатая, вскипаний нет, средне-суглинистая, включений и новообразований нет, переход не ясный. светло-серого цвета, мелкокомковатая, влажная, присутствуют корни растений, видны ходы червей и землероев, продолговатые пятна бурого и темно-серого цветов, средний суглинок, переход ясный. цвет темно-бурый, единичные корни, ходов червей нет, мелкокомковатая, влажная, включений нет, плотная, вскипаний нет, тяжелый суглинок, переход ясный. темно-бурая с сероватым оттенком, мелкокомковатая или зернистая, плотная, влажная, ходов червей нет, вскипания нет, глина, переход ясный. темно-бурая, мелкокомковатая, влажная, плотная, включений и новообраколузований нет, вскипаний не наблюдается, глина. Изучив строение и морфологические признаки, пришли к выводу, что это Дерново- среднеподзолистая, глубоко- дерновая суглинистая почва на покровных глинах.

Физико – химические и агрохимические свойства почвы Недостатки почвыМероприятия по повышению плодородия и рациональному землеустройству (заполнить таблицу) Оценка: ___________________ Подпись преподавателя:_______________ Агрономическая оценка дерново-подзолистых почв и мероприятия по повышению плодородия.