Тема: Полевое исследование почв. 1. Изучение болотных почв. 2. Оформление почвенной карты. Цель работы: Установить зависимость различных типов болот и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
День 2. Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение дерново – подзолистых почв. Цель работы: научиться делать описание в полевых.
Advertisements

Физико – химические и агрохимические свойства почвы Недостатки почвыМероприятия по повышению плодородия и рациональному землеустройству Оценка: Подпись.
Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение почв речной поймы. Цель работы: научиться визуально по характеру растительности.
Болото участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или.
План лекции 1. Факторы почвообразования 2. Основные процессы почвообразования 3. Классификация почв 4. Характеристика типов почв 5. Почвенно-географическое.
БОЛОТО Работа: Бояриновой Дарьи Работа: Бояриновой Дарьи Ученицы 3 «В» класса Ученицы 3 «В» класса ГОУ СОШ 491 с углублённым изучением математики ГОУ СОШ.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Г ЛАВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ПО ТЕРРИТОРИИ Р ОССИИ.
Болота Болото Северо-запад Русской равнины 20-30% Равнины в бассейне реки Амур 10-12% Западно-сибирская равнина до 80% (Васюганье)
Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта ». 2. Понятие « Тип почвы ». 3. Закономерности размещения почв.
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли.
Характеристика основных типов почв России.. Что такое почва? Почва это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило.
Урок географии в 8 классе. Содержание урока 1.«Почвы – зеркало ландшафта».«Почвы – зеркало ландшафта». 2. Понятие «Тип почвы».Понятие «Тип почвы». 3.
Урок географии в 8 классе © Николаева А.С., 2006.
Презентация к уроку географии в 8 классе.. Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта », « особое природное.
Работа 8 «Б» класса Силяковой Екатерины. Учитель: С.В. Клиндухова.
Отчёт по полевой практике. ТЕМА: «Исследование почвенного разреза в районе местности Ташангир» Выполнила: Макарова Ольга ученица 8г класса. Руководитель:
Презентация к уроку географии в 8 классе.. Содержание урока 1.Повторение. Проверка домашнего задания. « Почвы – зеркало ландшафта ». 2. Понятие « Тип.
Работу выполнила студентка 326 группы Егорова Ю..
БОЛОТА – переувлажненный участок земной поверхности.
Транксрипт:

Тема: Полевое исследование почв. 1. Изучение болотных почв. 2. Оформление почвенной карты. Цель работы: Установить зависимость различных типов болот и болотных почв от природных условий. Научиться оформлению почвенной карты по результатам полевого исследования почв. Студент должен знать: факторы образования типов болот и болотных почв, классификацию и свойства болотных почв, комплекс мер по регулированию водного режима и рациональному использованию переувлажнённых территорий, методику составления почвенной карты, меры безопасности при выполнении работы. Студент должен уметь: устанавливать факторы образования типов болот и свойства болотных почв, давать агрономическую оценку болотных почв, иметь оформительские навыки по составлению почвенной карты и сопроводительных документов к ней, делать логическое обоснование своей деятельности. Норма времени: 6 часов.

Форма организации: звеньевая. Оснащение рабочего места: словарь терминов и определений по почвоведению, рабочие тетради, лопаты, сантиметры, топографическая основа, карандаши простые и цветные, линейки, чёрная тушь. Источники информации: 1.А.М. Лыков и др. Земледелие с почвоведением. 2.А.В. Хабаров, А.А. Яскин. Почвоведение. 3. Методические указания по изучению условий изучению болотных почв и оформлению почвенной карты. Меры безопасности: соблюдайте осторожность при нахождении на переувлажнённых участках, оберегайте себя от укуса клеща, рационально сочетайте режим труда и отдыха.

Вопросы для допуска: Назовите главные факторы болот. Какие типы болот известны Вам? Каково содержание почвенной карты и агрохимических картограмм? Каково назначение этих документов? Задания для работы: Установите зависимость образования типов болот и болотных почв от условий их формирования; Сделайте описание по морфологическим признакам болотных почв; Оформите почвенную карту по результатам полевых почвенных исследований и данных агрохимического анализа почвенных образцов; Сдайте на проверку преподавателю результаты работы за все дни практики. Выскажите своё мнение по организации и проведению практики в целом.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 1 Работа в аудитории. Допуск к очередному этапу практики Смотрите перечень вопросов для допуска 2 Работа в аудитории. Знакомство с условиями формирования типов болот и болотных почв. Изучите по учебнику А.М. Лыкова содержание темы «Почвы таёжно – лесной зоны (болотные почвы)», содержание методических указаний по изучению условий болот и болотных почв. Заполните соответствующую схему в рабочей тетради. Обратите внимание на зависимость от типа водного питания и характера растительности на удобрительную ценность торфа и свойства болотных почв. Ход работы

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 3 Работа в поле. В намеченных точках маршрута заложите почвенные разрезы на болоте и по морфологическим признакам установите таксономические единицы болотных почв. Соблюдайте меры безопасности при работе на болотистой местности. Заполните полевой журнал. Используйте рекомендации из рабочей тетради: «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Содержание морфологических признаков», «Методические указания по изучению болот и болотных почв», пример описания генетических горизонтов дерново-подзолистой почвы по морфологическим признакам и цветную вкладку. 4 Работа в поле. Отберите почвенные образцы для агрохимического анализа. См. разделы рабочей тетради «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Картографическая основа», «Постоянные ориентиры на местности».

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 5 Работа в аудитории. Перенесите полученные в полевых исследованиях материалы из полевого журнала в рабочую тетрадь. Сделайте агрономическую оценку болотных почв и приведите меры по рациональному их использованию. Заполните бланк «Результаты полевого исследования почв». Заполнить бланк «Агрономическая оценка». 6 Работа в аудитории. Ознакомьтесь с методикой оформления почвенной карты. Оформите почвенную карту по результатам полевых почвенных исследований и данных агрохимического анализа почвенных образцов. Изучите по учебнику А.М. Лыкова содержание темы «Почвенные карты и картограммы», рекомендации из рабочей тетради «Методические указания по оформлению почвенной карты».

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 7 Отчёт по выполнению шестого дня практики. Задания для отчёта: 1.Закончите заполнение бланков «Результаты полевого исследования почвы» по всем разрезам. 2.Сделайте агрономическую оценку и составьте комплекс мероприятий по использованию болотных почвы. При оценке примите во внимание показатели, через которые определяется продуктивность почвы и определение мер, направленных на повышение плодородия этих почв. Результаты занесите в таблицу «Агрономическая оценка почв».

Типы болот. Классификация болот основана на особенностях питания растений в условиях заболачивания территорий. По своеобразию питания растений выделяют болота: - верховые (олиготрофные); - низинные (эутрофные); - переходные (мезотрофные); Верховые болота образуются на водоразделах и верхних террасах речных долин. Их питают атмосферные осадки, бедные минеральными веществами. Растительность состоит главным образом из различных сфагновых мхов с участием пушицы, клюквы, морошки, осоки топяной, шейхцерии, а из деревьев сосны, березы. Корни растений не соприкасаются с минеральными грунтом, а расположены в толще торфа. Питательные элементы поступают из атмосферы в виде оседающей пыли, с дождевой водой, при разложении остатков растений и животных, поэтому зольность низкая (менее 5%). Торф верховых болот слаборазложившиеся, волокнистый, переходящий сверху в моховой очес. Его окраска светлая или светло – бурая, он беден питательными веществами, имеет резко выраженную кислую реакцию (рН= 2,6 – 4,0). Классификация, условия формирования и свойства болот и болотных почв.

Низинные болота располагаются чаще в долинах и поймах рек, озерных котловин, различных мелких депрессиях всех зон. Их питают грунтовые и поверхностные воды, содержат много питательных элементов, поэтому такие болота обладают высоким потенциальным плодородием. Травянистая растительность представлена различными осоками, тростником обыкновенным, вейником, хвощом, мытником, а древесная: черной ольхой, березой пушистой, елью, сосной. Из кустарников встречаются ивы, черёмуха, рябина, а из мхов – чаще зеленые гипновые. Торф низинных болот темного цвета, преимущественно сильно разложившийся. Зольность высокая (10 – 25% и более), имеет нейтральную или слабокислую реакцию. Переходные болота занимают промежуточное положение между верховыми и низинными. Их питают не только атмосферные осадки, но и грунтовые воды. Растительный покров таких болот характеризуется сочетанием «низинных» и «верховых» растений. Моховой покров образован гипновыми и сфагновыми мхами. Торф характеризуется слабокислой реакцией, средней зольности (5–10%). Залежи большой мощности встречаются редко, чаще в нижней части залегают слой низинных, а сверху – верховых торфов.

Торфяная почва – верхний биологически активный слой (до 35 – 70 см) торфяника, в котором анаэробные процессы сменяются на аэробные, а следовательно, активнее разлагаются растительные остатки. Нижняя граница почвы обычно совпадает с нижней границей корнеобитаемого слоя и максимальным понижением уровня грунтовых вод в летний сезон. Болотные почвы подразделяют на типы: - болотные торфяные верховые; - болотные торфяные низинные. Болотные торфяные верховые встречаются на верховых болотах. В пределах этого типы выделяют два подтипа почв: - болотные торфяно – глеевые верховые (мощность торфа менее 50 см); - болотные торфяные верховые (более 50 см.). Болотные торфяно – глеевые верховые почвы встречаются в неглубоких бессточных понижениях равнинных водоразделов и по краям верховых болот. В их профиле различают следующие горизонты: Ао - сфагновый очес мощностью 10 – 20 см; Т - торфяной горизонт (подразделяющийся на подгоризонты Т1 и Т2 в зависимости от степени разложения органических остатков); G – минеральный глеевый горизонт; Почвы сильнокислые (рН 2,6 – 3,8), насыщенность основаниями низкая (10 – 50%), зольность низкая (2,4– 6,5%), влагоёмкость высокая (700 – 1500%). Болотные (торфяные) почвы.

Болотные торфяные верховые распространены в центральных частях верховых болот. Дифференциация профиля на горизонты выражена слабо. Сверху обычно выделяется сфагновый очес; под ним залегает сильно насыщенный влагой торф бурого или жёлто – бурого цвета. Ёмкость поглощения 80 – 90 мг – экв. на 100 гр. почвы. Болотные торфяные низинные почвы развиваются на глубоких понижениях рельефа водораздельных территорий, понижениях речных террас, нижней части склонов при избыточном увлажнении минерализованными грунтовыми водами. В пределах этого типа почвы преобладают два подтипа: - болотные низинные торфяно – глеевые; - болотные торфяные низинные (типичные). Болотные низинные торфяно – глеевые распространены в депрессиях на водоразделах и террасах рек, по окраинам низинных болот. В профиле торфяно – глеевой почвы выделяются горизонты: Тп – торфяно – перегнойный, мощность 30 – 50 см, темно – бурого цвета. А1д – гумусовый, черной, сизовато – темно – серой окраски. G – глеевый, сизой, оливково – сизой окраски. Степень насыщенности основаниями 20 – 30%. Болотные торфяные низинные (типичные) почвы встречаются в центральной части низинных болот. Их профиль в зависимости от степени обводнения развивается от 30 до 70 см. Торфяной горизонт Т по степени разложения подразделяется на подгоризонты (Т1,Т2 и т.д.). Зольность колеблется от 10 до 30 – 50%, реакция слабокислая или нейтральная.

Схема изучения условий формирования болот и болотных почв. 1.Местоположение_______________________________________________ 2.Источники переувлажнения___________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3.Растительность (описание)____________________________________________ _______________________________________________________________ 4.Тип болота: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Основные процессы формирующие профиль болотных почв__________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Типы болотных почв__________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Подтипы________________________________________________________ Виды___________________________________________________________ _______________________________________________________________

Разрез ______________ Местоположение: ____________________________________________ Рельеф: _______________________________________________ Растительность (описание): __________________________________________________________ Строение и описание профиля почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки Полное название почвы: ________________________________________________________ ________________________________________________________ Индекс почвы: _____________________________

Болотные почвы прикопка

Болотные почвы Растительность

Методические указания по оформлению составлению почвенной карты Точность нанесения местоположения разрезов на топографическую основу с полевой крупномасштабной почвенной карты (масштаб 1: ) должна быть в пределах 0,5 – 1,0 мм. Границы почвенных контуров вычерчивают чёрной тушью сплошной линией толщиной 0,3 мм. Каждый контур выделенный на почвенной карте, должен быть обоснован одним или несколькими разрезами в зависимости от размера контура и конкретного его содержания. Границы контура отражают границы распространения на местности одного типа почвы или комплексный почвенный покров с обоснованием каждого компонента почвенными разрезами. В центре контура проставляется чёрной тушью знак, обозначающий тип почвенного разреза (полный -, полуразрез -, прикопка - ).

Рядом со значком с правой стороны проставляется порядковый номер, регистрируемых разрезов. За порядковым номером дробным числом: в числителе ставится индекс почвы, отражающий основные таксономические единицы, степень смытости, каменистости и так далее; в знаменателе – результаты агрохимического анализа почвенных образцов. Размеры сторон или диаметр знака, обозначающего тип почвенного разреза, его порядковый номер – 3мм., размер индекса почвы – 5мм.. Пример обозначения и содержания почвенного контура. 2

Почвенные контуры закрашивают цветными раскрасками в соответствии с окраской почв Государственной почвенной картой России: Подзолистые почвы – красный тон Дерново – карбонатные – коричневый Чернозёмные – чёрный Пойменные – зелёный Болотные – синий Почвы овражно – балочной системы – фиолетовый. Подтип почв выделяется интенсивностью окраски. Оценка: ____________Подпись преподавателя:___________________