КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМОВ МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ Апрель 2012 года
2 ПРОГНОЗФОНД
Собственники сами фактически не проводят капитальный ремонт домов преобладание позиции «мы платили, пусть нам теперь все сделают» проблема принятия коллективного решения о повышении платежа отсутствие системы понуждения собственников к проведению ремонта Собственники массово приняли участие в программах Фонда ЖКХ льготные условия финансирования – 5% от стоимости ремонта потребности в финансировании существенно превышают возможности Фонда действующие программы блокируют развития других форм финансирования Собственники не используют кредитные механизмы финансирования собственники не готовы принимать на себя ответственность за возврат кредита банки требуют обеспечение по кредитам на ремонт МКД – залоги или гарантии возможные условия финансирования неприемлемы (сроки, ставки) Жилищный кодекс возлагает обязанности по капитальному ремонту МКД на собственников 3
4 3,4 трлн. рублей* 4,4 трлн. рублей* МЛН. КВ.М. 5,1 трлн. рублей* * При стоимости ремонта 3100 рублей на 1 кв.м. площади дома, в ценах 2011 года, без учета инфляции
Установить требования к содержанию МКД Нормативные требования к состоянию МКД Перечень работ по капитальному ремонту МКД Ввести обязательный платеж на проведение капитального ремонта Муниципальные нормативы в соответствии с региональными стандартами Аккумулирование средств на счетах региональных операторов Формирование системы взаимного финансирования МКД Стимулировать накопления на ремонт бюджетными субсидиями Субсидирование накоплений собственников по принципу «рубль на рубль» Стимулирующее субсидирование регионов из бюджета Российской Федерации Обеспечить повышение темпов работ за счет кредитных ресурсов Возложение функций заемщиков на региональных операторов Кредитование собственников помещений в МКД региональным оператором Сформировать механизмы планирования и контроля Долгосрочные и ежегодные региональные и муниципальные программы Процедуры проведения и финансирования работ Необходимо обеспечить проведение ремонта МКД в соответствии с нормативными требованиями 5
Стоимость капитального ремонта МКД распределена неравномерно Наиболее низкую удельную стоимость ремонта имеют панельные дома Наиболее высокую удельную стоимость имеют 1-2 этажные деревянные дома Целесообразно установить ограничения по предельной стоимости ремонта Нецелесообразно устанавливать дифференцированные ставки платежей Модель позволяет определить очередность ремонта МКД (план ремонта) Основной критерий – потребность в ремонте, в процентах от комплексного ремонта Дополнительные критерии – год ввода дома в эксплуатацию, число жителей Программы могут учитывать собираемость платежей на ремонт Долгосрочная устойчивость системы достигается за счет субсидий Отклонение фактически установленного размера платежа от экономически обоснованного должно покрываться за счет субсидий Проценты по кредитам должны частично покрываться за счет субсидий Результаты моделирования региональной системы капитального ремонта МКД (на примере г. Мончегорска Мурманской области) 6
7
8