Лекция 12 Теория контрактов. Теория неполных контрактов В теории агентства предполагается, что судебная система способная решать любые конфликты, возникающие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 12 Теория контрактов. Теория неполных контрактов Теория неполных контрактов предполагает, что между сторонами контракта нет асимметрии информации,
Advertisements

Лекция 5 Теория контрактов Схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Единица анализа: от товаров к трансакциям Процесс передачи прав собственности и защиты этих прав Организация.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Институциональная теория фирмы. План лекции 1. Природа фирмы: неоклассический подход 2. Институциональный подход к природе фирмы 3. Ресурсы фирмы 4. Оптимальные.
Лекции Теория контрактов Теория контрактов: истоки 1970е. Неудовлетворенность теорией общего равновесия Необходимость в новом аналитическом инструментарии.
Лекция 6 Теория контрактов. Теория контрактов: истоки 1970е. Неудовлетворенность теорией общего равновесия Необходимость в новом аналитическом инструментарии.
Лекция 11 Теория контрактов. Способы борьбы с неблагоприятным отбором Сигналы Фильтрация Рационирование.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Сбытовая политика представляет собой разработку комплекса практических мер по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж туристских.
Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 2 Участники деятельности фирмы доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович.
Лекция 5 Теория трансакционных издержек. Концепция трансакции Уильямсона и исследовательские вопросы теории трансакционных издержек Трансакция: точка.
ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ. Теория контрактов (англ. Contract theory) раздел современной экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Кредитный риск Выполнила: Виктория НигматуллинаКредитный риск Риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Кредитный риск.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Кредитные риски
Транксрипт:

Лекция 12 Теория контрактов

Теория неполных контрактов В теории агентства предполагается, что судебная система способная решать любые конфликты, возникающие между сторонами. Но возможности суда могут быть ограничены из-за закрытости для суда информации, которая доступна сторонам контракта, это создает возможности у сторон извлекать выгоды за счет партнеров. Изучением возникающих в этих условиях проблем и способов повышения эффективности контрактов занимается теория неполных контрактов.

Теория неполных контрактов Теория неполных контрактов, в отличие от теории агентства, предполагает, что между сторонами контракта нет асимметрии информации: обе стороны имеют всю информацию на каждой стадии контракта. В теории агентства речь идет о контрактах, в которых описаны все действия сторон, в теории неполных контрактов рассматриваются контракты, в которых ряд параметров ситуаций и действий сторон (непрозрачные с точки зрения суда) не включены в контракт.

Теория неполных контрактов

Пусть из-за неопределенности действий в будущем был заключен неполный контракт. В процессе реализации контракта были сделаны инвестиции в специфичные активы. Тогда к моменту пересмотра контракта переговорная сила становится слабее, так как отказ от отношений с партнером связан с потерями. Партнеру известно об инвестициях, и он оказывает давление. Такое давление является оппортунистическим поведением и называется вымогательством. Сторона, сделавшая специфические инвестиции, попадает в положение заложника.

Теория неполных контрактов Примеры: фирма работник (инвестиции в работника); арендатор квартиросъемщик (инвестиции в обустройство квартиры); производитель покупатель (инвестиции в производство товара). Стороны сознательно оставляют контракт неполным, имеют место инвестиции в специфичные активы.

Модель возникновения вымогательства Рассматривается отношение заказчика и поставщика по поставки товара, дизайн которого не оговаривается в контракте из-за неопределенности будущих выгод от улучшения дизайна. Издержки поставщика, связанные с улучшением дизайна товара, равны c. Выгода от улучшения дизайна равна V, с вероятностью α V>c, (пересмотреть контракт) с вероятностью 1- α V

Модель возникновения вымогательства Последовательность игры: Период 1. Заключение контракта о поставке товара базового дизайна Специфические инвестиции заказчика Период 2. Стороны получают информацию о выгодах от улучшения дизайна. Стороны пересматривают контракт Поставщик улучшает дизайн товара Период 3. Поставка товара

Модель возникновения вымогательства Ожидаемый социальный выигрыш: Eπ = α(V-c) + (1-α)(0-0) - α 2 /2 max Условие первого порядка: α*= V-c Тогда оптимальные специфические инвестиции: I* = α 2 /2 = (V-c) 2 /2 и максимальный социальный выигрыш: Eπ*= (V-c) 2 /2

Модель возникновения вымогательства Но стороны действуют независимо и максимизируют не общий, а собственный выигрыш. Возможны 3 ситуации: 1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара. 2. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит поставщику. 3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику.

1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара Поставщик и заказчик могут торговаться об условиях улучшения дизайна. Если заказчик и поставщик обладают одинаковой переговорной силой и выигрыш делится между ними пополам, то заказчик, предугадывая результат торга, максимизирует свою выгоду: Eπ b = α(V-c)/2 - α 2 /2 max α = (V-c)/2, I = α 2 /2 = (V-c) 2 /8 < (V-c) 2 /2= I* Eπ b = (V-c) 2 /8

1. Отсутствие интеграции и обе стороны имеют право блокировать решение об изменении дизайна товара Поставщик, предугадывая результат торга, максимизирует свою выгоду: Eπ s = α(V-c)/2 max α' = (V-c)/2, Eπ s = (V-c) 2 /4 Общий выигрыш заказчика и поставщика: Eπ b +Eπ s =(V-c) 2 /8+(V-c) 2 /4= =3(V-c) 2 /8

2. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит поставщику. Если стороны не приходят к единому мнению, поставщик решит не улучшать дизайн товара, так как для него это связано с меньшими издержками. Перед заказчиком встанет такая же задача, как и в случае отсутствия интеграции. Такими же будут объем инвестиций заказчика и ожидаемые дополнительные прибыли сторон.

3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Пусть за право принимать решение заказчик выплачивает поставщику в первом периоде определенную сумму. Поэтому заказчик может настаивать на улучшении дизайна даже если V=0. Поставщик заинтересован в том, чтобы избежать издержек, связанных с улучшением дизайна. Поэтому во втором периоде он будет торговаться с заказчиком за возможность не улучшать дизайн, если V=0.

3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Если во втором периоде улучшение дизайна дает заказчику выгоду, т.е. V>0, то пересмотр контракта не нужен. Если переговорная сила сторон одинакова, то заказчик требует от поставщика сумму c/2 за разрешение не улучшать дизайн товара. Если ожидаемая выгода от улучшения дизайна отсутствует V=0, тогда имеет смысл пересмотреть контракт.

3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. При пересмотре контракта заказчик решает задачу: Eπ b = αV + (1-α)с/2 - α 2 /2 max α = V-c/2 > (V-c)/2 = α* I = α 2 /2 = (V-c/2) 2 /2 > (V-c) 2 /2= I* Ожидаемая выгода поставщика (без учета начальной компенсации заказчика): Eπ s = - αc-(1- α)c/2 < 0

3. Наличие интеграции и право решения об изменении дизайна принадлежит заказчику. Общий выигрыш заказчика и поставщика: Eπ = Eπ b + Eπ s = α(V-c)-(α) 2 /2 = = 1/2(V-c) 2 -1/8c 2 < (V-c) 2 /2 = Eπ* Если V>2c, то Eπ>Eπ. Заказчик заплатит за право принятия решения: Eπ s – Eπ s = (V 2 +2c)/4

Примеры неполных контрактов при наличии специфических активов История отношений «Дженерал моторс» и «Кузовного бюро Фишера». Вымогательства в отношениях мелких и крупных фирм.

Теория трансакционных издержек и контрактные отношения Контрактная неполнота вытекает из теории трансакционных издержек. Во-первых, индивиды обладают ограниченной информацией, и поэтому заключаемые ими контракты могут быть неполными. Во-вторых, механизмы принуждения к исполнению контрактов несовершенны, что объясняется: неспособностью институтов, принуждающих к исполнению контрактов, обеспечить выполнение тех положений, основанных на непроверяемых данных; ограниченной рациональностью судей, что приводит к задержкам принятия решений и ошибкам.

Теория трансакционных издержек и контрактные отношения В условиях неполноты контрактов и неэффективности судебной системы, стороны стараются защититься от оппортунизма партнеров с помощью альтернативных механизмов. В рамках теории трансакционных издержек решается задача минимизации трансакционных издержек управления контрактными отношениями. Исходя из этого критерия оцениваются: сравнительная эффективность механизмов принуждения к исполнению контрактов; факторы, влияющие на эффективность механизмов.

Теория трансакционных издержек и контрактные отношения Основные виды контрактов: классические контракты; неоклассические контракты; отношенческие, или реляционные, контракты.

Классические контракты Классический контракт обладает свойствами дискретности и презентативности. Свойство дискретности означает, что сделка имеет начало и конец (до и после сделки стороны не имеют взаимных обязательств) и она - автономна (ее можно выделить из отношений сторон). Свойство презентативности означает, что в сделке описано текущее состояние дел и предусмотрены все будущие состояния с вероятностной оценкой их осуществления и сопутствующими издержками и выгодами.

Классические контракты В классическом контракте не рассматривается соответствие участников друг другу; формальные договоренности доминируют над неформальными и конфликт разрешается в пользу формальных договоренностей; прописываются способы преодоления всех конфликтных ситуаций и размеры штрафов. Классический контракт является самоподдерживающимся, нет смысла привлекать третью сторону.

Классические контракты Классический контракт близок к совершенному контракту. Заключение классического контракта возможно при двух условиях: 1.если в контракте не задействованы специфичные активы; 2.если будущее характеризуется низкой степенью неопределенности. Этим условиям отвечают точечные контракты: совершенные, одномоментные, соответствующие рыночному конкурентному обмену.

Классические контракты Если условия не выполняются, то можно: разбивать соглашение на большое количество классических подконтрактов; отказаться от действий, связанных с высокой неопределенностью; перейти от межфирменных отношений к внутрифирменным; перейти на другие контракты.

Неоклассические контракты В неоклассическом контракте предполагается: все контракты неполные, сделать их совершенными невозможно; контракты невозможно реализовать без механизма разрешения споров, т.е. без третьей стороны; эффективность механизма разрешения споров зависит от доверия сторон к третьей стороне. В неоклассическом контракте для разрешения конфликтной ситуации привлекается арбитражный или третейский суд.

Разрешение споров в неоклассическом контракте

Отношенческие, или реляционные, контракты Отношенческие или реляционные контракты опираются не на формальные пункты, а на прошлые и ожидаемые в будущем отношения сторон. Когда отношения носят продолжительный и повторяющийся характер, стороны заинтересованы не в краткосрочной выгоде, а в сохранении отношений. Стороны решают конфликты не с помощью норм, закрепленных в контракте, а на основе механизмов, которые они уже использовали. Стороны руководствуются негласным сводом правил ведения бизнеса.

Взаимоотношения заказчиков и поставщиков в промышленности БурундиКамерун Берег слоновой кости КенияЗамбияЗимбабве Продолжительность отношений предприятия с поставщиком, лет 7,07,57,99,39,514,6 Объем продукции, получаемой от основного поставщика, % 76,970,077,961,264,878,5 Фирмы, размещающие регулярные заказы 62,878,678,983,084,485,3

Нормы дискретных сделок и отношенческих контрактов Область, регулируемая нормой Дискретная сделкаОтношенческий контракт Распределение ролей участников Четкое разделение ролей и функций Перекрытие ролей; каждая сторона может стать ответственна за функции, традиционно исполняемые другой стороной Характер ожиданий сторон Ориентация на позитивный результат от каждой сделки Ориентация на позитивный результат от отношений в целом Механизмы корректировки условий контракта С помощью (потенциального) использования права выхода С помощью переговоров и использования права голоса

Область, регулируемая нормой Дискретная сделка Отношенческий контракт Принуждение к исполнению обязательств За счет апелляции к судебной системе За счет переговорной силы, обусловленной отношениями взаимной зависимости Ограничение прав сторон Права сторон ограничиваются законом Стороны сами добровольно ограничивают свои права Разрешение конфликтов Формальное, с помощью внешних процедур Неформальное, с помощью внутренних процедур МониторингПостоянный мониторинг Отсутствие мониторинга (отношения строятся на доверии)

Роль личных отношений в бизнесе

Методы разрешения конфликта Поставщик Покупатель Метод разрешения конфликта прямые переговоры91,393,6 переговоры через посредника 3,8 9,1 участие адвоката 0,0 0,5 угроза обращения в полицию 0,0 3,6 угроза обращения в суд 0,4 0,9 Результат конфликт разрешен81,380,9 отношения продолжаются 87,575,0

Разделение рисков и взаимная помощь в малом, среднем и крупном бизнесе Малый бизнес Средний бизнес Крупный бизнес Всего Доля тех, кто помогал кому-нибудь (в %) 72,2 77,2 80,2 76,3 Доля тех, кому помогал кто-нибудь (в %) 76,2 75,6 74,5 75,0 Число лиц, которые могут помочь при финансовых затруднениях (чел.) 1,7 2,5 2,7 2,3

Атрибуты трансакции и выбор контракта

Механизмы принуждения и выбор формы контракта Способ управления трансакцией определяется ее характеристиками. Выбор участниками формы контрактных отношений зависит от эффективности механизмов принуждения к исполнению контрактов. Низкая эффективность государственных институтов в принуждении к исполнению контрактов заставляет агентов: выбирать контракты, в которых проблема принуждения отсутствует; обращаться к помощи негосударственных механизмов и институтов.

Контрактная практика в Танзании: взаимодействие с поставщиками

Контрактная практика в Танзании: принуждения к исполнению контрактов

Причины, препятствующие обращению в суд Причина Доля ответивших «Да» от общего числа респондентов (в %) Нежелание подрывать деловые отношения 25 Коррумпированность судебных органов 18 Опасения навредить своей репутации 13 Невозможность привлечь контрагента к суду 12 Сложности принуждения контрагента к исполнению решения суда 5 Недоступность судебных органов 5 Неверие в возможность получить адекватную компенсацию 4

Основные типы контрактов и формы их реализации контракт купли-продажи контракт найма контракт кредита

Контракт купли-продажи Предконтрактный оппортунизм обусловлен асимметрией информации в пользу продавца и проявляется в виде неблагоприятного отбора со стороны продавца (рынок подержанных автомобилей). Постконтрактный оппортунизм возникает из-за специфичности активов и проявляется со стороны продавца в виде вымогательства (покупка дорогих расходных материалов), или из-за асимметрии информации и проявляется со стороны покупателя в виде морального риска (недобросовестное использование товара). Если в контракте купли-продажи нет специфичных активов, то он обладает свойством дискретности и реализуется в форме классического контракта. Если это контракт купли- продажи доверительного товара, то он реализуется в форме неоклассического контракта. Контракт купли-продажи не реализуется в форме отношенческого контракта.

Контракт найма Контракт найма из-за асимметрии информации страдает от предконтрактный оппортунизма наемного работника в виде неблагоприятного отбора. Постконтрактный оппортунизм из-за асимметрии информации проявляется в виде морального риска со стороны наемного работника и в виде вымогательства со стороны нанимателя, использующего наличие у работников специфичного человеческого капитала (навыки могут быть использованы только на конкретном рабочем месте). Контракт найма подразумевает продолжительные отношения работника и нанимателя, поэтому он не может реализовываться в форме классического контракта и реализуется в форме неоклассического или отношенческого контракта.

Контракт кредита На предконтрактной стадии возможен оппортунизм со стороны заемщика, что приводит к неблагоприятному отбору. На этапе реализации контракта кредита асимметрия информации может приводить к моральному риску со стороны заемщика и к вымогательству со стороны заемщика, если кредитор сделал в него специфические инвестиции (переговорная сила заемщика возрастает, и он может настаивать на продлении сроков и увеличении объема финансирования).

Тип контракта Оппортунизм Форма реализации контракта Ex anteEx post Вид Оппорту- нист Вид Оппорту- нист Контракт купли- продажи неблагопри- ятный отбор Продавец моральный риск вымога- тельство Покупатель Продавец Классический (специфичности активов нет) или неоклассически й Контракт найма Неблагопри- ятный отбор Наемный работник моральный риск вымога- тельство Наемный работник Наниматель Неоклассиче- ский или отношенческий Контракт кредита Неблагопри- ятный отбор Заемщик моральный риск вымогатель ство Заемщик Заемщик Неоклассиче- ский или отношенческий

Сравнительная характеристика контрактных теорий Теория Рациональность участников Информа- ция и ее распреде- ление между сторонами контракта Внешние институты Характерные черты Неоклас- сическая теория (модель Вальраса) Совершенная Полная и симметри чная Совершенные (предотвращают любые отклонения от намеченных планов) Централизованное и мгновенное установление всех равновесных цен и объемов обмена Теория агентства Совершенная Полная и асиммет- ричная Совершенные (гарантируют выполнение обязательств) Стимулы, возникающие под влиянием различных схем вознаграждения

Теория Рациональ ность участников Информа- ция и ее распределе- ние между сторонами Внешние институтыХарактерные черты Теория неполных контрактов Совершен- ная Полная и симметри- чная Несовершенные (не дают возможности проверить переменные в контракте) Распределение прав на принятие решений и распределение остаточного дохода для стимулирования инвестиций Теория трансак- ционных издержек Ограничен- ная Неполная и асимме- тричная Крайне несовершенные (не дают возможности проверить переменные в контракте и находятся под влиянием ограниченной рациональности судей) Создание процедуры для ex post принятия решений и создание механизмов, обеспечивающих исполнение контрактов

Сравнительная характеристика контрактных теорий Контрактная неполнота (согласно теории неполных контрактов) и асимметрия информации (согласно теории агентства) снижают эффективность экономического взаимодействия, что обусловлено (согласно теории трансакционных издержек) наличием затрат, сопровождающих любые контрактные отношения.

Специфика контрактных отношений в отраслях новой экономики Особенности сферы новой экономики: доминирование сектора услуг (техническая поддержка, обслуживание проданных товаров, консалтинг, информационная поддержка) важность знаний и навыков (товары и услуги конкурируют по инновационной составляющей качества, отличаются технической сложностью); преобладание доверительных благ (оценка качества доверительные блага требует особых знаний, связана для покупателя с высокими издержками измерения).

Специфика контрактных отношений в отраслях новой экономики Для продавца и покупателя услуг характерны специфические инвестиции, поэтому на рынках новой экономики доминируют отношенческие контракты. Знания и навыки являются для продавца самыми ценными ресурсами, более важными, чем капитальные затраты. Но и покупатель, чтобы приобрести товары и услуги и пользоваться ими в полном объеме, должен обладать определенными знаниями и навыками. Чтобы получить знания и навыки продавцы и покупатели делают специфические инвестиции.

Особенности рынка доверительных благ Особенность доверительного блага состоит в том, что информации о благе, и само благо часто исходят от одного и того же лица (владелец квартиры, врач, автомеханик). Это создает условия для оппортунистического поведения со стороны продавцов всех видов: неблагоприятный отбор, моральный риск и вымогательство

Вид оппортунизма Форма проявления оппортунизма Причины возникновения оппортунизма Сферы проявления оппортунизма (примеры) Неблагоприятный отбор Искажение информации о предоставляемом благе Высокие издержки измерения для покупателя на стадии ex ante. Некомпетентность покупателя Медицинские и образовательные услуги Моральный риск Искажение информации о благе Принудительное завышение объема или качества блага Высокие издержки измерения для покупателя на стадии ex post. Некомпетентность покупателя Медицинские и образовательные услуги Торговля компьютерной техникой Вымогательство Повышение цены постконтрактного обслуживания Высокие издержки перехода покупателя к другому продавцу Техническая поддержка корпоративных информационных систем

Посредники на рынках доверительных благ и услуг Эффективность рынков доверительных благ зависит от работы каналов сбора и передачи информации от более информированных участников рынка (продавцов) к менее информированным (покупателям). Задачу развития таких каналов решают посредники. Посредники изучают рынки, делают регулярные однотипные покупки, получают опыт, устанавливают связи, накапливают информацию и создают собственные ресурсные и информационные сети. Переговорная сила посредников становится со временем выше переговорной силы покупателей.

Функции посредников Факторы эффективной работы посредников Примеры деятельности посредников Снижение рисков Меньшее, в сравнении с покупателями, неприятие риска; возможность диверсификации риска на множестве клиентов Финансовые услуги Снижение издержек поиска информации Инвестиции в технологии поиска информации Услуги по подбору компьютерной техники Снижение издержек торга Оптимальное «сведение» покупателей и продавцов; бóльшая, чем у покупателей, переговорная сила Услуги семейного врача Снижение издержек измерения качества Инвестиции в технологии измерения качества Услуги по подбору персонала Снижение издержек контроля Больший профессионализм и опыт работы Риелторские услуги