МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЛАСТОЧКА» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РИТОРИКА ДРЕВНЕГО РИМА И ГРЕЦИИ» ВОСПИТАТЕЛЬ: ЛИННИК ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА
«СЛОВО ЕСТЬ ВЕЛИКИЙ ВЛАСТЕЛИН, КОТОРЫЙ, ОБЛАДАЯ ВЕСЬМА МАЛЫМ И СОВЕРШЕННО НЕЗАМЕТНЫМ ТЕЛОМ, ТВОРИТ ЧУДЕСНЕЙШИЕ ДЕЛА. ИБО ОНО МОЖЕТ И СТРАХ НАГНАТЬ, И ПЕЧАЛЬ УНИЧТОЖИТЬ, И РАДОСТЬ ВСЕЛИТЬ, И СОСТРАДАНИЕ ПРОБУДИТЬ» ГОРГИЙ
РИТОРИКА (ОТ ГРЕЧ ИСКУССТВО КРАСНОРЕЧИЯ) НАУКА О МАСТЕРСТВЕ «УБЕЖДАТЬ, УВЛЕКАТЬ И УСЛАЖДАТЬ»РЕЧЬЮ (ЦИЦЕРОН) ОРАТОР В «СЛОВАРЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА» (В 17 ТОМАХ) ЛИЦО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВОМ КРАСНОРЕЧИЯ ЛИЦО, ПРОИЗНОСЯЩЕЕ РЕЧЬ ГЛАШАТАЙ ЧЕГО-НИБУДЬ ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ДАРОМ РЕЧИ. СЛОВО ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩИХ, МОГУЧЕЕ СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ
РОДИНОЙ КРАСНОРЕЧИЯ СЧИТАЕТСЯ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ХОТЯ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЗНАЛИ В ЕГИПТЕ, ВАВИЛОНЕ, АССИРИИ, ИНДИИ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РИТОРИКА
СОФИСТЫ – УЧИТЕЛЯ РИТОРИКИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО СУЩЕСТВОВАЛО ЛИШЬ В УСТНОЙ ФОРМЕ. ОБРАЗЦЫ РЕЧЕЙ, ДАЖЕ САМЫХ ЛУЧШИХ, НЕ ЗАПИСЫВАЛИСЬ. ТОЛЬКО СОФИСТЫ, «НАСТАВНИКИ МУДРОСТИ», ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 5 В. ДО Н. Э. ВВЕЛИ ПИСЬМЕННУЮ ФИКСАЦИЮ РЕЧЕЙ. ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ РИТОРИЧЕСКИХ ШКОЛ, СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ УЧЕБНИКОВ ПО РИТОРИКЕ ТРАДИЦИЯ СВЯЗЫВАЕТ С ИМЕНАМИ СОФИСТОВ КОРАКА И ЕГО УЧЕНИКА ТИСИЯ ИЗ СИРАКУЗ (V В. ДО Н. Э.). ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РИТОРИКА
ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ СОФИСТ ГОРГИЙ ИЗ ЛЕОНТИНЫ ( ГГ. ДО Н. Э.) ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ГОРГИЙ УДЕЛЯЛ ВОПРОСАМ СТИЛЯ. ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ РЕЧИ ОН ПРИМЕНЯЛ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УКРАШЕНИЯ, ИЗВЕСТНЫЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «ГОРГИАНСКИЕ ФИГУРЫ». СРЕДИ НИХ ТАКИЕ, КАК АНТИТЕЗА (РЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ), ОКСЮМОРОН (СОЧЕТАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПО СМЫСЛУ ПОНЯТИЙ), ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА СИММЕТРИЧНЫЕ ЧАСТИ, РИФМОВАННЫЕ КОНЦОВКИ, АЛЛИТЕРАЦИЯ (ИГРА СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ), АССОНАНСЫ (ПОВТОРЕНИЕ В ЦЕЛЯХ БЛАГОЗВУЧИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СХОДНЫХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ). СОВРЕМЕННИКИ ГОРГИЯ СОФИСТЫ ФРАЗИМАХ, ПРОТАГОР И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЛИ РАЗВИВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ ТЕОРИЮ КРАСНОРЕЧИЯ. БЛАГОДАРЯ ТРУДАМ СОФИСТОВ РИТОРИКА ПОЛУЧИЛА БОЛЬШОЕ ПРИЗНАНИЕ И ВОШЛА В КРУГ НАУК, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ГРАЖДАН.
СОКРАТ И ПЛАТОН – СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ «ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ» – СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ «ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ» СУТЬ ТЕОРИИ В СЛЕДУЮЩЕМ: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РЕЧЬ О КАКОМ-ЛИБО ПРЕДМЕТЕ, НАДО ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ ДАННЫЙ ПРЕДМЕТ» ДАЛЕЕ, ПО МЫСЛИ СОКРАТА, НЕОБХОДИМО ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ, Т. Е. СУЩНОСТИ ПРЕДМЕТА: «ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАДО ПОЗНАТЬ ИСТИНУ ОТНОСИТЕЛЬНО ЛЮБОЙ ВЕЩИ, О КОТОРОЙ ГОВОРИШЬ ИЛИ ПИШЕШЬ; СУМЕТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ ВСЕ СООТВЕТСТВЕННО С ЭТОЙ ИСТИНОЙ; ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА РЕЧИ НЕЛЬЗЯ ДОСТИЧЬ БЕЗ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ»; «КТО НЕ ЗНАЕТ ИСТИНЫ, А ГОНЯЕТСЯ ЗА МНЕНИЯМИ, У ТОГО ИСКУССТВО РЕЧИ БУДЕТ, ВИДИМО, СМЕШНЫМ И НЕИСКУСНЫМ».
ЦЕННОЕ В ТЕОРИИ КРАСНОРЕЧИЯ ПЛАТОНА ИДЕЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕЧИ НА ДУШУ. ПО ЕГО МНЕНИЮ, ОРАТОРУ «НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, СКОЛЬКО ВИДОВ ИМЕЕТ ДУША», ПОЭТОМУ «СЛУШАТЕЛИ БЫВАЮТ ТАКИМИ-ТО И ТАКИМИ-ТО». И КАКАЯ РЕЧЬ, КАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДУШУ.
АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО РИТОРИКА ДОСТИЖЕНИЯ ГРЕЧЕСКОГО ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА БЫЛИ ОБОБЩЕНЫ И ВОЗВЕДЕНЫ В ПРАВИЛА ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ АНТИЧНОСТИ АРИСТОТЕЛЕМ ( ГГ. ДО Н. Э.). ЭТО ОН СДЕЛАЛ В СВОЕЙ «РИТОРИКЕ», СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ТРЕХ КНИГ. В ПЕРВОЙ КНИГЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ МЕСТО РИТОРИКИ СРЕДИ ДРУГИХ НАУК, ОБОЗРЕВАЮТСЯ ТРИ ВИДА РЕЧЕЙ: СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ, ЭПИДЕИКТИЧЕСКИЕ, СУДЕБНЫЕ. ВТОРАЯ КНИГА РАССКАЗЫВАЕТ О СТРАСТЯХ, НРАВАХ И ОБЩИХ СПОСОБАХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТРЕТЬЯ КНИГА ПОСВЯЩЕНА ПРОБЛЕМАМ СТИЛЯ И ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ.
ОРАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА ЦИЦЕРОН И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ САМЫМ ЯРКИМ И ИЗВЕСТНЫМ ОРАТОРОМ И ТЕОРЕТИКОМ КРАСНОРЕЧИЯ ПРИЗНАН МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (10643 ГГ. ДО Н. Э.). ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЕГО ОБШИРНО. СОХРАНИЛОСЬ 58 РЕЧЕЙ
ИЗ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ВИДОВ КРАСНОРЕЧИЯ У ЦИЦЕРОНА ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДВА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СУДЕБНОЕ. ОН ВЫРАБОТАЛ СВОЙ ОСОБЫЙ СТИЛЬ, СРЕДНИЙ МЕЖДУ АЗИАНИЗМОМ И УМЕРЕННЫМ АТТИКИЗМОМ. ТРИ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАКТАТА: «ОБ ОРАТОРЕ», «БРУТ», «ОРАТОР». «ВСЯКАЯ РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СЛОВ, И ВО ВСЯКОЙ РЕЧИ СЛОВА БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ ЛИШАЮТСЯ ПОЧВЫ, А СОДЕРЖАНИЕ БЕЗ СЛОВ ЛИШАЕТСЯ ЯСНОСТИ». ЦИЦЕРОН
КВИНТИЛИАН – АВТОР РИТОРИЧЕСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (ОК ГГ. ДО Н. Э.), ЗНАМЕНИТЫЙ РИТОР, АДВОКАТ, АВТОР ПРОСТРАННОГО СОЧИНЕНИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ ОРАТОРА». «ПУСТЬ КРАСНОРЕЧИЕ БУДЕТ ВЕЛИКОЛЕПНО БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ, ВОЗВЫШЕННО БЕЗ РИСКА..., БОГАТО БЕЗ РОСКОШЕСТВА, МИЛО БЕЗ РАЗВЯЗНОСТИ, ВЕЛИЧАВО БЕЗ НАПЫЩЕННОСТИ; ЗДЕСЬ, КАК И ВО ВСЕМ, ВЕРНЕЙШИЙ ПУТЬ СРЕДНИЙ, А ВСЕ КРАЙНОСТИ ОШИБКИ»
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ РИТОРИКА ПРЕДОПРЕДЕЛЯЛА НЕ ТОЛЬКО СТИЛЬ РЕЧИ, НО И В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ И ПОВЕДЕНИЯ, Т. Е, ФИЛОСОФИЮ ЖИЗНИ. ТРУДЫ ДРЕВНИХ ОРАТОРОВ ПО РИТОРИКЕ ОКАЗАЛИ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА, ОНИ ВНЕСЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД И НА РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КРАСНОРЕЧИЯ. РИТОРИКА, РОДИВШАЯСЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ПОЛУЧИВШАЯ РАЗВИТИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ, НЕ ПОГИБЛА ВМЕСТЕ С АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, А ПРОДОЛЖАЛА ЖИТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА И «НОВОЕ ВРЕМЯ».
ЛИТЕРАТУРА 1. КОХТЕВ Н.Н. РИТОРИКА: УЧЕБН.ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ООУ. 2-Е ИЗД.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1996Г. 2. ОСНОВЫ РИТОРИКИ. Р.Я. ВЕЛЬЦ, Т.Н. ДОРОЖКИНА, Е.Г. РУЗИНА, Е.А. ЯКОВЛЕВА. – УЧЕБН.ПОСОБ.-УФА:КИТАП,1997Г. 3. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ. М., АНТИЧНЫЕ ТЕОРИИ ЯЗЫКА И СТИЛЯ. СПБ., 1996Г. 4. ЛОСЕВ А.Ф. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. М., 1976Г. 5. АВЕРИНЦЕВ С.С. РИТОРИКА И ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ. М., 1996Г. 6. АРИСТОТЕЛЬ И АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. М.,