Подготовила учитель русского языка и литературы Серёгина О.К.
Вступление Л. Н. Толстой в романе- эпопее « Война и мир» уделяет большое внимание вопросу « Что есть красота?» Писатель раскрывает глубокий смысл этого понятия, говоря о том, что красота душевная (внутренняя) во многом преобладает над пустой внешней красотой. …Что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий
Любимые героини Л.Н. Толстого Княжна МарьяНаташа Ростова
Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек- дворянок. Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, – все зависит от ее душевного состояния.
Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор.
Л.Н.Тослтой о Наташе Ростовой: «…постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота…»
Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.
После охоты, в гостях у дядюшки. Наташа, услышав игру русской балалайки пустилась в пляс. Ритмичные звуки народного инструмента пробудили в юной барышне нотки простодушия и открытости.
Наташа Ростова – романтичная натура, обладающая прекрасным голосом. Она в гармонии с собой, умеет видеть красоту природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».
Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех.
Боязнь, что в тот чудесный вечер на балу, ей не придётся потанцевать, раскрывает Наташу как натуру впечатлительную, живую. Во время танца с Андреем Болконским она поняла, что влюбилась в него по- настоящему. Он был не такой как все. Умный, красивый, а самое главное, для молодой Наташи, умеющий танцевать. После встречи с Наташей, Андрей открывает в себе новые чувства. Так давно забытые- любовь и заботу. Князь снова начинает жить, получив второе дыхание.
Марья Болконская – обладательница живого ума. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.
Воспитанием княжны Марьи занимался отец – гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство.
В кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, она находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми.
Княжна Марья внимательна. Распознаёт в детях их уникальность и ум. Она очень любит своего маленького племянника Николеньку, как родного сына, воспитывает его.
Общие черты Марья Болконская и Наташа Ростова – патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве – любящей жены и нежной матери.
Патриотизм героинь Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.
Героини женственны. Находят своё счастье в семье, заботе о муже и детях. Кроме кровного родства они породнились и душевно, став подругами.
Элен Курагина Кн. Марья Наташа Ростова
За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Вся её внешность однообразна. «неизменяющаяся улыбка», « античная красота тела»
Глаза,как зеркало души… У княжны Марьи глаза «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.
Залючение Л.Н. Толстой в романе-эпопее « Война и мир» показывает красоту как нечто другое, чем потрясающая внешность. Гармония с собой, способность жертвовать собой ради других, богатство внутреннего мира- вот, по- моему, что есть красота в «Войне и мире».