Основные идеи «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» Блинов В. И. руководитель Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
Структура подготовки кадров в РФ
Борьба интересов сопровождение профессионального выбора ПРЕДПРИЯТИЯ МЕСТНОЕ (МУНИЦИПАЬНОЕ) САМОУПРАВЛЕНИЕ ВУЗЫ СПО (НПО) «ПРОФОРИЕНТАТОРЫ» ОБУЧАЮЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ ШКОЛА (ФГОС)
Социокультурный контекст «Развилки» (Н.Ф.Родичев) Выбор профессии Внепрофессиональная основа выбора (образ жизни, социальная среда) «Дешевая профориентация» (например, электронная) «Дорогая профориентация» (система практик) Запрос на «камеру хранения» Запрос на ускоренное взросление 2. Выбор профессии Формирование индивидуального набора компетенций
Развилка педагогических парадигм … РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОТДЕЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОТДЕЛ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ … Ориентация на востребованные в регионе рабочие профессии Развитие способности и готовности к самостоятельному выбору профессии Реклама профессий и УПО Ограничение свободы сознания Расширение свободы сознания
Центральная смысловая развилка Деятельность по организации профориентации «Перетягивание одеяла на себя» Системный эффект Удовлетворение текущих потребностей конкретных заказчиков Деятельность по оптимизации системы и среды в целом
1.Не учитывается социокультурный контекст. 2.Одновременно ставятся противоположно направленные цели. 3.Профориентация понимается только как деятельность по «удовлетворению потребностей», но не как оптимизационная деятельность. 4.Не разработаны некоторые ключевые элементы системы профориентации. Основные проблемы и противоречия
Психология «мануальных способностей» (прикладной тип одарённости). Педагогика: «игровая дидактика» (обучение как система проб). Модель «регионального оператора» в системе профориентации (координация взаимодействия между множеством профориентационных антропопрактик и множеством обазовательных учреждений). Белые пятна на карте профориентации
Личностная направленность Воспитывающая профессиональная ориентация: восхождение от профориентационной работы к сопровождению профессионального самоопределения Стратегический ориентир концепции – приоритет интересов личности Личностная ориентация означает недопустимость манипулирования сознанием самоопределяющейся личности
Системность и комплексность сопровождения профессионального самоопределения Необходимо создание единой профориентационной среды, включающей информационную и образовательную составляющие, что обеспечивается образовательным стандартом подготовки специалистов и информационным регламентом. Помнить о стратегическом ориентире - приоритете интересов личности. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ