НОВАЯ ПЕДАГОГИКА: в ответ на вызовы времени Александр Кондаков, Председатель Совета директоров, Научный руководитель ООО «ДРОФА», член-корр. РАО, д.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НОВАЯ ПЕДАГОГИКА: в ответ на вызовы времени Александр Кондаков, Председатель Совета директоров, Научный руководитель ООО «ДРОФА», член-корр. РАО, д.п.н.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЙ ДОШКОЛЬНИК. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Александр Кондаков, член-корр. РАО, д.п.н. Президент ОАО «Издательство «Просвещение»
Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе Text Москва 15 марта 2013 – 30 сентября.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
ОБРАЗОВАНИЕ 3.0 НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЕКТЕ «ПЕРСПЕКТИВА ТАТАРСТАНА: К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ» Александр Кондаков,
Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Создание школьных команд. Самооценка образовательных учреждений» Обеспечение качества общего.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Команда МБОУ «СОШ 3» интерактивно развивающаяся интеллигенция Кисловская И.А. Мецлер И.Н. Калимулина И.А. Мажарова И.А.
Сетевое взаимодействие «… Книга и письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА: в ответ на вызовы времени Александр Кондаков, Председатель Совета директоров, Научный руководитель ООО «ДРОФА», член-корр. РАО, д.п.н. Г. БЕЛГОРОД

«Мысль о том, что будущее может очень сильно отличаться от настоящего, настолько разрушает наше обыденное сознание, что мы невольно начинаем мешать его воплощению». Джон Кейнс 1937 г. 2

Лаборатория ТВ Самостоятельная учебная деятельность Домашняя работа Сон Лаборатория Урок Экзамен Домашние обязанности Общение с друзьями Отдых Время День 1 День 2 День 3 День 4 День 5 День 6 3 Активность мозга ребенка (исследование (MTI)

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ПЕДАГОГИКА ДО XXI ВЕКА

НОВОЕ В ПЕДАГОГИКЕ До XXIв. школа определяла дальнейшую траекторию жизни человека: работа (низкая квалификация) профессиональное техническое образование (средняя квалификация) университет (высшая квалификация) В XXI в. этот подход не работает ни в моральном, ни в социальном, ни в экономическом плане. Каждый выпускник школы должен быть: достойным гражданином готовым к учению на протяжении всей жизни готовым к успешной социализации и карьере 5

НОВОЕ В ПЕДАГОГИКЕ XX век - решение учебных задач как демонстрация полученного знания, ограниченного рамками учебника, класса, школы. XXI век – цифровые технологии позволяют учащимся принимать решения в ситуации реального мира, в общении с соответствующим сетевым сообществом, далеко за пределами школы. Новизна не в увеличении доступности знания, но в возможности его применения в реальном мире. Это изменение охватывает систему на глобальном уровне. 6

1 2 3 КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕМЫ Финансовая, экономическая грамотность Глобальное мышление Гражданская грамотность Экологическое мышление Грамотность в вопросах здоровья и безопасности жизнедеятельности СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Профессиональное развитие педагогов в XXI веке Учебные планы XXI века Оценивание навыков и компетенций XXI века Стандарты XXI века Социокультурная образовательная среда школы XXI века 4 Учебно- методические системы XXI века НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ Т ЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Л ИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА К ОММУНИКАЦИЯ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ К РИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ С ОТРУДНИЧЕСТВО К РЕАТИВНОСТЬ 7 ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА

8 НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА И ЭКОНОМИКА 8 Массовое овладение ключевыми компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 – 0.65% роста ВВП в год (данные США 2012 года, при среднегодовых темпах роста ВВП – 2-2.5%) Сформированность навыков и компетенций XXI века более значима для экономического роста, чем традиционные индикаторы образования – продолжительность обучения, охват населения образованием и пр. Сформированность ключевых компетенций XXI в. у населения – требование не уникальное, а всеобщее НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕННОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ

ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЮ ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЗНАНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ

Никогда ранее образование не было столь важно для каждого человека. 10

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ «Простое добавление дорогих гаджетов к традиционным программам ничего не даёт для удовлетворения образовательных потребностей современных учащихся». W. Richardson, «Развитие технологий и Интернета создали ситуацию свободы учения и свободу деятельности в глобальном масштабе, о чем мы и не подозревали десять лет назад». Билл Ричардсон 2013 г.

ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ Образовательный процесс основан на цифровых инструментах и ресурсах внутри и вне школы Направленность на создание и применение знаний в реальном мире Цель обучения смещается к формированию навыков и компетенций учения, развитию способности управлять собственным познанием Новый характер отношений между учащимися и учителями, сфокусированный на совместных исследованиях, открытиях и применении нового знания, формирующийся по мере распространения цифровых инструментов и ресурсов Новые формы организации образовательного процесса и управления создают предпосылки изменений, скорость и эффективность которых были невозможны еще несколько лет назад 12

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА – ПЕДАГОГИКА ПАРТНЕРСТВА Учащийся вступает в отношения партнёрства с учителем и другими учащимися в рамках персонализированного учебного процесса, основанного на совместных завышенных ожиданиях, реализуемых в процессе решения сложных учебных задач 13 ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Сложные учебные задачи направлены на максимальную реализацию потенциала учебных сообществ: Совершенствование компетенций учения Создание и обмен новым знанием Применение нового знания Лидерство в собственном учении 14

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Сложные учебные задачи нацелены на: Изменение учебных программ и стандартов в соответствии с деятельностной парадигмой современного образования и возможностями цифровых инструментов и ресурсов Создание нового знания, применяемого в реальной жизни Формирование ключевых навыков и компетенций XXI века 15

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Цель образовательной деятельности смещается с «усвоения знаний» на «развитие потенциала учения», организации и реализации учения, основанного на: Четко и понятно сформулированных учебных целях, полностью соответствующих как учебному плану, так и интересам и ожиданиям учащихся Критериальной системе оценивания, позволяющей как учителям, так и учащимся оценивать результаты учебной деятельности Системах «обратной связи» и формирующего оценивания, способствующих формированию уверенности в собственных силах и лидерству в учении 16

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Насколько четко и понятно учитель сформулирует учебную цель, настолько высока вероятность правильной организации учащимся процесса достижения цели. Одновременно, то, насколько правильно учащийся понимает критерии оценки своей успешности, настолько правильно он организует собственную деятельность на соответствие этим критериям 17

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Главная педагогическая компетенция - освоенный набор учебных стратегий и технологий, способность формировать отношения партнерства с учащимися. 18

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА - ПЕДАГОГИКА ПАРТНЕРСТВА Важность для человека деятельности, значимой для других людей Сотрудничество: o непрерывный обмен знаниями и опытом – кумулятивное воздействие на всех участников процесса учения, распространение лидерства o поощрение инновационной деятельности, оправданные риски, отбор значимых результатов для дальнейшего изучения и применения o Учиться на ошибках, предупреждать и избегать их через совместную рефлексию o Исключение бесперспективной деятельности Результат: непрерывный процесс генерации и проверки новых идей 19

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА И ЛИДЕРСТВО Быстрый обмен новым знанием (распространение лидерства), создание условий для новых инициатив учащихся и учителей, выявление новых лидеров движения вперед Распространение лидерства среди учителей, учащихся, родителей, вовлеченных в процесс учения 20 Лидерство обеспечивается повсеместным доступом к технологиям, обеспечивающим и ускоряющим процесс учения, находящийся на переднем краю цифровых стратегий.

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА – НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Сформированность гражданской позиции и способность к получению образования на протяжении всей жизни Способность учащихся создавать новые знания и эффективно управлять собственным учением Инициативность в решении учебных задач и проявление настойчивости в достижении результатов 21

Системные изменения: от оценивания обучения к оцениванию для учения Оценивание обучения Преобладает констатирующее оценивание, результаты которого отражают эффективность прохождения темы, предмета (курса), то есть результаты обучения в течение большого периода времени: контрольные работы по итогам освоения темы промежуточная аттестация - экзамены/итоговые контрольные работы по предметам учебного плана в конце года ГИА ЕГЭ Оценивание для учения Преобладает промежуточное повседневное и формирующее оценивание – оценивание для отслеживания прогресса учащихся, диагностики их потребностей и ежедневной корректировки процесса учения. Оценивается сформированность навыков высшего порядка: креативность критическое мышление поиск решений способность к сотрудничеству и взаимной ответственности готовность и способность к инновациям

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ ИКТ, не подкрепленные педагогическими стратегиями и технологиями – выброшенные деньги. Без фундаментальных изменений в дидактике, инвестиции в технологии добавляют привлекательности в представлении и получении знания в рамках веками существующей традиционной дидактики 23

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Сегодня технологии практически не сказались на результатах образования, в отличие от других новаций (формирующее оценивание, сотрудничество и пр.). Вопрос не в том используются технологии или нет, а в том, насколько они поддерживают процесс обучения и учения 24

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ 25

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ 26 Образовательное сотрудничество(партнерство) Сложные учебные задачи Цифровые инструменты и ресурсы – условия создания и использования нового знания, сотрудничества на локальном и глобальном уровнях. Развитие компетенций у учителей по формированию компетенций учения у учащихся

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Обеспечивают: 1.Создание и открытие нового знания – необходимы высококачественные базы данных образовательной информации, охватывающие не только обязательные программы, но мир знания в целом 27

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Обеспечивают: 2. Сотрудничество, совместное учение – пространство и время взаимодействия с учителями и одноклассниками, необходимое для генерации идей, презентации результатов, обратной связи и оценки, практически безграничны. Социализирующая и персонализирующая составляющие учебного процесса –уникальная возможность сотрудничества при решении сложных задач за рамками учебного времени в соответствии с личными интересами и запросами учащихся 28

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Обеспечивают: 3. Создание нового знания «Технологии позволяют нам создавать творения потрясающей красоты, значимости и ценности, а не только использовать их для получения информации, коммуникации и организации учебного процесса» Will Richardson, 2011 Любая деятельность учащегося: создание мультимедиа презентации, анимации, цифровой модели, качественный анализ, экспертиза и пр. – то, что ждет сегодня глобальная экономика XXI в. 29

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Обеспечивают: 4. Использование нового знания Знание, созданное учащимися, доступно не только учителям и одноклассникам, но и всем в мире, кому это значимо и интересно. Школа сегодня не готовит к жизни, школа- сама жизнь Новая педагогика помогает учащимся формировать отношение к себе, другим людям, тому, что они делают, через выполнение заданий, значимых для других. ИКТ способствуют созданию нового знания и его распространению в мире 30

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И РЕСУРСЫ Обеспечивают: 5. Персонализацию учения Учащиеся самостоятельно и эффективно организуют процесс учения и управляют им портфолио учащегося доступно учителям, самому учащемуся, его одноклассникам и партнерам по совместной учебной деятельности адаптивность цифровых систем 31

НОВАЯ ПЕДАГОГИКА Не в институтах и лабораториях, а на передовой образования - в классах Новая педагогика возникает одновременно в разных концах мира Успешна будет страна, которая быстро использует эти достижения в своей системе образования 32

ЭКОНОМИКА новой педагогики

"Вопрос ближайшего будущего - переход на модель обучения 1:1. На самом деле, это просто смена ресурсной модели. Она обеспечивает успешность учения только при правильной организации. Чистая технология без новой педагогики - выброшенные деньги.» Dun Buckley, Head of Saltashet community school, England

Экономический эффект новой педагогики Стратегия обучения и учения Результат Исследования Д. Хеттиса EEFT 1. Введение формирующего оценивания Достижение образовательных целей месяцев 3. Формирование когнитивных навыков и компетенций месяцев 4. Партнерство со сверстниками месяцев В среднем месяца ВЫВОД: Учащиеся тратят значительно больше времени на самостоятельное учение

Образовательные результаты (экономическая эффективность инвестиций) школ, работающих по модели 1:1 в США 98% выпускников поступили в колледжи ( в среднем по стране - 68%) Более 30% выпускников поступили на математические и естественнонаучные специальности ( в среднем по стране - 17%) Расходы на одного учащегося составляли в этих школах около 6000 долл. в год (в среднем по США долл.) Значительная часть учащихся из неблагополучных семей и дети с ОВЗ

Использование информационных технологий быстро снижается стоимость цифровых инструментов увеличивается он-лайн доступность высоко качественных, в т.ч. бесплатных, цифровых ресурсов учителя и учащиеся естественным путем становятся активными и эффективными пользователями ИКТ Финансирование новой педагогики - вопрос изменения приоритетов, а не поиска дополнительных средств

Каждому учащемуся устройство с доступом к Интернету в школе и вне ее Стоимость : устройства инфраструктура доступ к интернету образовательный контент и приложения базы данных для учащихся формирование ИКТ компетентности обслуживание Общедоступность технологий

Финансовая модель общедоступности технологий (США 2013 г) Стоимость на 1 учащегося в год Долл.Экономия средств на 1 учащегося в год Долл. 1. Устройств (ноутбук, планшет, смартфон) Устройство куплено родителями Инфраструктура Расходы на копирование, печать Образовательный контент и приложения Сокращение расходов на транспорт, почтовые и телефонные расходы Обслуживание ИКТ Сокращение расходов на повышение квалификации ИКТ- компетентность5.05. Сокращение расходов на бумажные учебники Доступ к интернету Перераспределение помещений и других ресурсов 30.0 ВСЕГО220.0 ВСЕГО220.0

Вывод НОВАЯ ПЕДАГОГИКА ведет к оптимизации расходов и лучшим результатам. Правильно организованная модель 1:1 обеспечивает высокую эффективность инвестиций

Важнейший ресурс Новой Педагогики- освобождение учителей и учащихся от избыточного регулирования и ориентация на самостоятельную и персонализированную учебную деятельность в школе и вне ее (модель 24/7) «Если время - деньги, у нас есть шанс стать миллиардерами." Michael Fullan, 2014

42 Образование Наши дети Их будущее Их будущее

Успешность страны на мировой арене зависит от скорости реализации новых педагогических решений в системе образования

44