В Послании Президента Республики Казахстан народу страны "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (далее – Стратегия "Казахстан-2050") была поставлена новая стратегическая цель по вхождению республики в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. Ключевым посылом Стратегии "Казахстан-2050" стала тема модернизации страны. Перед Казахстаном стоит задача модернизации или построения наукоемкой экономики, которая связана с ростом вклада знаний и инноваций в экономический рост, увеличением доли услуг и экологизацией экономики. На этапе вторичной модернизации -повышение качества жизни.
Наряду с сильными сторонами у Казахстана имеется ряд потенциальных ограничивающих факторов, требующих устранения. Уровень развития наукоемких отраслей остается невысоким, в первую очередь, из-за низкой конкурентоспособности обрабатывающего сектора Нехватка квалифицированных кадров, обусловленная рядом недостатков на всех этапах сферы образования. ограниченность притока прямых иностранных инвестиции в несырьевые секторы экономики Сохраняется риск развития "голландской болезни", особенно в связи с освоением месторождения Кашаган, что приведет к дальнейшему росту доли минеральных ресурсов в экспорте, повышению давления на обменный курс и дальнейшему снижению конкурентоспособности обрабатывающего сектора Невысокое качество научно-исследовательских кадров и институтов Слабая связь между бизнесом и исследовательскими кругами. Основываясь на опыте других успешных стран, Казахстан должен разработать свою собственную модель успеха, фокусируясь на ключевых конкурентных преимуществах и вытекающих из них приоритетах национального развития, и эффективно выполнить разработанные в рамках данных приоритетов планы по усилению конкурентоспособности национальной экономики, развитию человеческого капитала, а также совершенствованию политической системы и развитию демократии.
Меритокра́тия (букв. «власть достойных», от лат. meritus достойный и др.-греч. κράτος власть, правление) принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.лат.др.-греч. Инклюзивность предполагает наиболее полное вовлечение населения в процесс социально- экономического развития через предоставление равных возможностей для получения высококачественн ого образования, доступа к качественным медицинским услугам и высокопроизводит ельному труду для всех категорий граждан, включая наиболее уязвимые слои населения
Так, долгосрочное видение развития Республики Казахстан можно сформулировать следующим образом. Казахстан в 2050 году войдет в число 30- ти самых развитых стран мира по уровню доходов граждан и качеству жизни населения, с производительной и устойчивой экономикой. Экономика будет рыночной, инновационной с высокой долей наукоемкой продукции и инноваций; Страна станет центром генерации знаний и притяжения талантливых ученых; Сырьевые запасы и, в частности, энергоресурсы перестанут быть основным источником доходов государства и будут лишь поддерживать рост многоотраслевой национальной экономики; Внутренние потребности страны в электроэнергии будут удовлетворяться за счет возобновляемых источников энергии; В стране произойдет рост инновационной активности, и увеличатся расходы на научно-исследовательские разработки; Отношение объема внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВВП возрастет с 0,2 до 3%, что приблизит Казахстан к уровню развития стран с наукоемкой экономикой. В целом данная Концепция закладывает основные идеи развития Казахстана для вхождения в число 30- ти наиболее развитых государств мира к 2050 году.
План работы ТОО «Институт гидрогеологии и геоэкологии им. У.М.Ахмедсафина» (далее - Институт) на 2014 год. ПО ОНП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА ОТ 17 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА 1.Внесение предложений в проект Комплексного плана приватизации на годы Предложения в АО «ННТХ «Парасат» Февраль 2.Внесение предложений в планы развития отраслей горнодобывающего сектора, включающие: 1) развитие геологоразведки для выхода с этими услугами на мировой рынок; Предложения МИНТ РК, МОН РК Июль 3.Внесение предложений в Программу развития агропромышленного комплекса и другие программные документы по научному обеспечению разработки, реализации и внедрения новых технологий в целях обеспечения водоснабжения, водосбережения и эффективного управления водными ресурсами в сельском хозяйстве (орошение земель, обводнение пастбищ) Информация, Предложения в МСХ РК, МОН РК Май 4.Внесение предложений по формированию долгосрочных планов создания агломераций в городах Астане и Алматы до 2030 года Предложения в МРР РК Ноябрь 5.Подготовить предложения по питьевому и техническому водоснабжению городов-спутников Алматы к долгосрочным планам формирования агломерации до 2030 года Информация, Предложения в МРР РК Ноябрь 6.Внесение предложений по созданию центра изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего и зеленой экономики под эгидой Назарбаев Университета Предложения в МОСВР РК, МОН РК Июль 7.Внесение предложений по изучению и внедрению лучшего мирового опыта по освоению геотермальной энергии как компоненты энергии будущего и зеленой экономики для совместных проектов с Назарбаев Университетом Информация, Предложения в МОСВР РК, МОН РК Июль 8.Внесение предложений по месту размещения атомной электростанции и четвертого НПЗПредложения в МИНТ РК Февраль 9.Внесение предложений в проект Государственной программы индустриально- инновационного развития на годы Предложения в АО «ННТХ «Парасат» Май 10.Внесение предложений в законопроекты, направленных на совершенствование законодательства по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок Внесение предложение в АО «ННТХ «Парасат» Июль 11.Внедрение принципов меритократии в кадровую политику ИнститутаИнформация о внедрении 1 полугодие 12.Участие в подготовке предложений к бюджетным заявкам МОН РК и других администраторов бюджетных программ на годы по соответствующим бюджетным программам в рамках создания новых высокотехнологических отраслей, подготовка соответствующих финансово-экономических обоснований. При этом предусмотреть средства на развитие инфраструктуры инновационных кластеров Предложения к проектам бюджетных заявок администраторов программ, ФЭО Февраль-март и по графику государственных органов 13.Внесение предложений в план поэтапного увеличения финансирования науки, стимулирующий конкретные открытия и инновации, трансферт технологий и привлечение иностранных инвестиций Внесение предложение в МОН РК Июль