Эффективный контракт (ЭК) с педагогом
Возникновение понятия ЭК Предложения по актуальным вопросам социально- экономической стратегии России до 2020 года. Экспертная группа 8 «Новая школа»: п.п.3.2 и 3.5 (Стабилизационный сценарий и Институциональные меры), ноябрь 2011 Основное содержание предложений по ЭК: привязка зарплат к среднему уровню по региону, определение соотношений - 80% (ДО/ДО 2017), 100% (ОУ 2012), 115% (ОУ 2017); введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и аттестация на этой основе
Общее понимание ЭК (модель) ОУ 1 Качество работы Интенсивность Объем работы ЗП пед. = ср. ЗП по региону Государственно е задание ? Другие организации ЗП средняя по региону 1.Уровень зарплаты конкурентноспособен с другими секторами экономики 2.Зарплата увязана с объемами, интенсивностью и качеством выполненной работы и государственным заданием ОУ 2 Качество работы Интенсивность Объем работы ЗП пед. = ср. ЗП по региону
Общеэкономическая проблематика (зарплата и производительность труда) Зарплата Производительность Производительность труда – основа расчета учебные часы педагога Зарплата Производительность Производительность труда – все виды педагогической деятельности Темпы роста зарплаты педагога опережают темпы роста производительности его труда в виду ненормируемости значительного объема его работы и формальной его оплаты
Кузьминов Я.И. (НИУ ВШЭ) об ЭК ЭК заключается добровольно, условия для обеих сторон должны быть оптимальными; если кого-то условия не устраивают, то контракт можно не заключать Повышение зарплаты: «Не могу сказать, что мы этот большой ресурс использовали впустую – конечно, это благотворно повлияло на систему, но и только» «Если заплатить работнику на пять тысяч больше, он не начнет работать на пять тысяч лучше. Получается, мы платим не за то, как человек выполняет свою работу, а за то, как он мог бы хорошо ее выполнить» В. Лившиц, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Источник: А.Чканикова « Школа в ожидании эффективного контракта», «Первое сентября» 8/2012
Адамский А.И. («Эврика») об ЭК Основные дискуссионные вопросы: Возможна ли конкуренция педагогов внутри ОУ на содержательных основаниях? Необходимо определение результатов и эффектов услуг; основная проблема - инструменты оценки результатов
Особенности ЭК появление ЭК подразумевает, что эффективно расходуются все средства в ОУ и системе образования; стимулирующий принцип оплаты труда не равнозначен ЭК; ЭК неизбежно приведет к перераспределению средств, затрачиваемых на основной и прочий персонал ОУ
Качество труда. Критерии эффективности в эффективный контракт необходимо заложить некоторые результаты, которые педагог должен достигать исходя из своих профессиональных компетенций
Шевелев А.Н., СПб АППО Показатели «качества педагогического труда» могут быть условно разделены на: квалификационные (образование, стаж, разряд, повышение квалификации, владение педагогическими технологиями); показатели-условия работы педагогов, определяющие «КПД» педагогического труда (нагрузка, оплата труда, материально-техническое и методическое обеспечение школ, их вид, местоположение и социальное окружение ОУ); показатели-смыслы, интериоризованные педагогом как профессиональная позиция (осознание своих слабых и сильных сторон, способность встать на позицию воспитанника, внутреннее принятие современных изменений в образовании). Источник: журнал «Проблемы современного образования», 4, 2011, с.36
Анкета из опроса «Эффективный контракт», 2012 ВЦИОМ и НИУ ВШЭ 24. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ФАКТОРОВ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТИМУЛИРУЮЩИХ НАДБАВОК? До 3 ответов 1. Качественное выполнение основных должностных обязанностей 2. Объем педагогической нагрузки 3. Проверка письменных работ 4. Выполнение административной работы 5. Выполнение методической (научной, экспериментальной) работы 6. Заведование группами и мастерскими и другими элементами инфраструктуры 7. Выполнение иной дополнительной работы 8. Участие в профессиональных мероприятиях (конференциях, семинарах и т.п.) 9. Выполнение внеурочной работы с детьми (музеи, походы и т.п.) 10. Объем внеурочной работы с отстающими детьми 11. Объем внеурочной работы с одаренными детьми 12. Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации, посещение семей) 13. Профессиональные достижения педагога (в т.ч. победы в конкурсах) 14. Наставничество 15. Участие в стратегическом управлении ОУ 16. Активное профессиональное развитие 17. Учебные достижения детей (качество образовательных результатов) 18. Прогресс учебных достижений детей (динамика образовательных результатов) 19. Внеучебные достижения учащихся (олимпиады, конкурсы, смотры)