Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014
ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ в отношении обучающихся и их семей – повышение престижа практикоориентированного профессионального образования, преодоление негативных последствий «массовизации» высшего образования, обеспечение доступности качественных образовательных программ и достоверной информации о возможных образовательных траекториях; в отношении бизнеса – преодоление дефицита рабочих квалификаций и недоверия к системе профессионального образования, создание стимулов к партнерству; в отношении общества в целом – повышение вклада профессионального образования в экономическое развитие России; обеспечение должного уровня социализации молодежи и взрослых; преодоление безработицы среди молодежи и снижения доверия к государству как учредителю.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Новая система практикоориентированного профессионального образования должна получить ряд современных характеристик, методологически связанных с рыночными подходами к функционированию российской экономики: 1) общественно–государственная модель управления: формула «участия» представителей бизнес- сообщества в управлении должна быть заменена делегированием ряда важнейших полномочий и ответственности отраслевым региональным и федеральным предпринимательским союзам; 2) формирование современной системы квалификаций; 3) модернизация в течение 2-3 лет образовательных стандартов и программ в соответствии с новой системой квалификаций; 4) изменение механизмов реализации образовательных программ, учитывающие гибкость и разнообразие образовательных траекторий, поиск наиболее эффективных сочетаний используемых образовательных ресурсов как в государственном, так и в негосударственном секторах профессионального образования и обучения, вовлечение в сферу ответственности образовательных организаций взрослого населения различных социальных групп, свободный доступ к реализации государственного и целевого заказа как государственных, так и частных образовательных организаций;
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ 5) изменения в подходах к планированию и финансированию образовательных программ; 6) изменение подходов к построению образовательной сети (включая крупные многопрофильные территориальные образовательные центры, специализированные образовательные структуры – центры прикладных квалификаций, центры коллективного доступа к образовательным ресурсам и т. п.); 7) введение прозрачных требований (профессиональных стандартов) к работникам организаций профессионального образования; 8) формирование внешней оценки результатов образования и обучения; 9) достижение широкой информационной открытости и демократических координационных механизмов (создание информационных стандартов для представления потребителям и партнерам образовательных организаций данных об их деятельности; создание консультативных общесистемных органов на межрегиональном и федеральном уровнях; модернизация статистики в сфере профессионального образования) 10) внедрение новой модели мотивации менеджмента и персонала образовательных организаций по конечным результатам с учетом специфики решаемых задач различными видами организаций, конкретной сферы ответственности работников и функций общественно– государственных органов управления организациями
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ 1.Внедрение организационно-экономических механизмов социального партнерства в профессиональном образовании 1.1.Модернизация системы планирования подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. 1.2.Внедрение новой системы квалификаций. 1.3.Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. 1.4.Создание условий для расширения спектра моделей государственно-частного партнерства. 1.5.Формирование профессионально-образовательных кластеров. 1.6.Формирование центров прикладных (профессиональных) квалификаций. 2.Обеспечение эффективного использования и развития ресурсов системы профессионального образования 2.1.Разработка и внедрение новых инструментов кадрового обеспечения. 2.2.Разработка и внедрение современных моделей ИКТ-среды. 2.3.Мониторинг и стимулирование обеспечения системы профессионального образования современными учебными материалами для подготовки по приоритетным профессиям. 2.4.Развитие центров коллективного пользования дорогостоящими кадровыми и технологическими ресурсами (ресурсных центров). 2.5.Внедрение новых моделей ресурсного обеспечения и управления образовательными программами, в тои числе модульными и сетевыми. 3.Повышение привлекательности подготовки освоения рабочих профессий и прикладных квалификаций 3.1.Обеспечение информационной открытости системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. 3.2.Формирование системы непрерывного организационно-методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. 3.3.Повышение доступности для различных категорий граждан образовательных программ профессионального образования, соответствующих актуальным и перспективным потребностям регионального рынка труда. 3.4.Создание условий для построения и реализации индивидуальных маршрутов профессионального образования и поддержки трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование Центров* прикладных** (профессиональных) квалификаций Формирование Центров (как самостоятельных, так и структурных подразделений действующих образовательных организаций) имеет целью обеспечение различных отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда посредством реализации программ профессионального обучения. Реализуемые программы: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих. Задачи: - достижение показателей и конечных результатов реализуемых субъектами РФ программ и стратегий экономического развития, развития кадрового потенциала, развития ПО и др.; - подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих, наиболее востребованным на региональных (местных) рынках труда; - обеспечение образовательной мобильности рабочих кадров, обеспечение ускоренной подготовки персонала при переходе на новую должность, освоении нового оборудования и т.д. Инструменты обеспечения эффективности: - реализация образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и согласованных с работодателями; - организация итоговой аттестации выпускников на базе независимых сертификационных центров; - обеспечение высокого качества подготовки, основанного на использовании современного оборудования, высококвалифицированных кадров, инновационных методик преподавания и образовательных технологий; -реализация при создании центров принципов ГЧП. *В поручении Президента идет речь о многофункциональных центрах прикладных квалификаций. Ст. 77 проекта ФЗ «Об образовании» говорит об учебных центрах профессиональных квалификаций. **Прикладные квалификации – квалификации***, ориентированные на решение профессиональных задач в рамках конкретных трудовых функций, на использование существующих технологий. Прикладные квалификации не предполагают создания нового знания, соответствуют 4-6 уровням по Национальной рамке квалификаций. *** - 1) готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 2) официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности.