Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей, адекватной требованиям современной инновационной экономики, запросу рынка труда и социальному заказу на дополнительное образование детей Проект на участие МОУ ДЮЦ «ЛАД» в конкурсном отборе на присвоение статуса региональной инновационной площадки
Определение техносферы Техносфера - область действительности, для которой характерно применение техники, совокупность технологий, технологий коммуникаций…. Техносфера - это не естественная природа, а искусственная среда, которую человеку надлежит создавать и управлять ее развитием.
Формирование идеациональных навыков обучающихся Рассуждая о содержании научно-технического образования мы говорим о идеациональных навыках обучающегося. Здесь следует пояснить, что идеациональные навыки – это умения, автоматизированные способности осуществлять поведение, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития. Формирование навыков в рамках идеационального закона не направлены на увеличение чувственного счастья, удовольствия или полезности, его нужно беспрекословно выполнять как заповеди, защищая ценности, которые, соответствуют современным социальным отношениям, уровню развития техники и технологических процессов ( Питирим Сорокин)
Цель проекта: преодоление нарастающего разрыва в системе дополнительного образования детей между содержанием, направлениями образовательных программ и требованиями современной инновационной экономики.
Задачи проекта изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в контексте развития техносферы современного общества; создание техносферной инфраструктуры образовательного учреждения, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства; совершенствование материальной базы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий; развитие технологических процессов и технологий (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений) образовательной деятельности; обеспечение содержания образования, адекватного запросам общества на формирование современных личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся; совершенствование нормативного обеспечения развития техносферы учреждения дополнительного образования детей.
Основная идея проекта Создание инновационной образовательной практики за счет развития технических, технологических, образовательных условий в учреждениях дополнительного образования в соответствии с требованиями современной инновационной экономики, запроса рынка труда и социального заказа на дополнительное образование детей.
Государственные стратегические документы Федеральная целевая программа развития образования на годы, Раздел 3. Государственная программа развития образования в РФ на период до2010 года. Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей». П Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования) Распоряжение Правительства РФ от N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» раздел Цели и задачи… Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 г.
Важнейшие направления создания технологических платформ в РФ «….аэрокосмические технологии; информационные технологии; биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику; композиционные материалы; фотоника, включая лазерные технологии, производство светодиодов; ядерная энергетика.»
Этапы проекта ЭТАП 1. Разработка модели техносферы ДЮЦ ЛАД, обоснование условий ее развития (до ) ЭТАП 2. Разработка требований к дополнительным образовательным программам в соответствии с требованиями инновационной экономики и рынка труда (2015 г.) ЭТАП 3. Апробация и распространение модели техносферы ДЮЦ ЛАД (2016 г.)
1 этап. Разработка модели техносферы МОУ ДЮЦ ЛАД, обоснование условий ее развития Выявление требований современной инновационной экономики, запроса рынка труда г. Ярославля на подготовку молодого поколения Ярославии к исследовательской, изобретательской, научно- технической и конструкторской деятельности Изучение социального заказа на дополнительное образование детей, выявление заказа на исследовательскую, изобретательскую, научно-техническую и конструкторскую деятельность детей и подростков Теоретический анализ проблемы развития техносферы ДОД, описание опыта создания моделей развития техносферы ДОД Разработка частной модели техносферы ДЮЦ ЛАД Обоснование организационно-педагогических условий ее развития в части содержания дополнительного образования, спецификаций технического и технологического обеспечения, научно-методической базы, перечня необходимых информационных ресурсов Разработка системы критериев, показателей и технологий оценки эффективности техносферы ДОД.
2 этап. Разработка модели техносферы МОУ ДЮЦ ЛАД, обоснование условий ее развития Разработка и обоснование компетенций современного человека, соответствующих требованиям техносферы, разработка и описание комплекса педагогических технологий их формирования Разработка предложений по совершенствованию программ ДОД в соответствии с требованиями инновационной экономики, запроса рынка труда и компетенции современного человека, соответствующие требованиям техносферы Разработка номенклатуры оборудования, технологий и средств, соответствующих современным требованиям техносферы по направленностям дополнительного образования детей 2.4. Разработка системы оценки качества программ дополнительного образования в требованиях техносферы Переработка и реализация программ МОУ ДЮЦ ЛАД в требованиях техносферного развития ДОД Создание современной инновационной практики реализации дополнительных образовательных программам в соответствии с требованиями техносферы
3 этап. Апробация и распространение модели техносферы МОУ ДЮЦ ЛАД. 3.1.Проведение исследования оценки и анализа эффективности техносферы МОУ ДЮЦ ЛАД и качества дополнительных образовательных программ в требованиях техносферы Разработка учебно-методического комплекса программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам развития техносферы дополнительных образовательных программ Разработка методических рекомендаций по совершенствованию программ дополнительного образования детей, технологий формирования компетенций человека в требованиях современной техносферы учреждений дополнительного образования детей и мониторинга ее эффективности Проведение серии семинаров, круглых столов, стажировок по развития техносферы ДОД для педагогических работников системы ДОД Ярославской области.
Результаты Создание методических рекомендаций по созданию организационно- педагогических условий развития техносферы УДОД; рекомендаций по разработке дополнительных образовательных программ нового поколения на основе требования современной техносферы; инструктивной разработки по формированию материально- технической и программно-методической базы МОУ ДЮЦ ЛАД; программы повышения квалификации кадров УДОД по вопросам развития техносферы дополнительных образовательных программ. МОУ ДЮЦ ЛАД может стать стажировочной площадкой по проблеме развития техносферы ДОД.
Результаты исследования могут быть востребованы учреждениями дополнительного образования Ярославской области, органами управления образованием, образовательными учреждениями Ярославской области, учреждениями дополнительного профессионального образования для подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам развития техносферы, учреждениями высшего профессионального образования.