Лекция 2 Античное драматическое искусство 1. КУЛЬТ ДИОНИСА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ АНТИЧНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ: ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД 3. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ: АРИСТОФАН (САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
Литература 1. Античная литература. Сост. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи и др. – М.: Просвещение, Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Просвещение, Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). В кн. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, Литература, 1998, сс Иванов В. Дионис и прадионисийство. – М., Алтейя, Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007 или labor.info/wp/библиотека/костелянец-б-о-рождение-трагедии-суве labor.info/wp 6. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. – М.: МГУ, Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? /Античность и современность. М., 1972, с
Внеаудиторные конспекты 1. Аристотель. Об искусстве поэзии. В кн. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, Литература, 1998, сс Вяч. Иванов. Существо трагедии. В кн. Иванов В. Дионис и прадионисийство. – М., Алтейя, Вяч. Иванов. Ницше и Дионис. Иванов В. Дионис и прадионисийство. – М., Алтейя, Вяч. Иванов. Возникновение трагедии. Иванов В. Дионис и прадионисийство. – М., Алтейя, Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. – М.: МГУ, 1978, с. 4-13, 14-16, Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? /Античность и современность. М., 1972, с
Античные эпиграммы на трагиков Об Эсхиле: Жизнь Эсхилу черепаха Враз паденьем прервала. Черепаха – символ мудрости; по мифологической биографии причина смерти – несчастный случай О Софокле: Подававшись виноградом Испускает дух Софокл.Виноград – отсылка к культу Диониса О Еврипиде: Псы загрызли Еврепида В дальней Фракии краях. Факт из биографии Еврипида: умер в изгнании на Фракийских землях
Жанры и истоки драмы трагедия комедия драма сатиров АТТИЧЕСКАЯ ДРАМА Мимические обрядовые игры культа ДИОНИСА
Дионис (Вакх) – сын Зевса и Семелы, в античной мифологии – умерший и воскресший бог, атрибут которого – виноградная лоза. Сопровождается сатирами, вакхами (исступленными мужчинами) и вакханками (менадами) – буйствующими смертными девами, готовыми растерзать жертву в честь своего бога и пожрать ее, чтобы приобщиться к культу. Дионис – бог земледелия и плодородия, потому тесно связан с фаллическим культом. Тиран Писистрат учреждает проведение Больших Дионисиев (март-апрель), во время которых, ряженые в фавнов толпы мимов устраивают шествия, которые с особым буйством проходили во Фракии. Известны по свидетельствам очевидцев вакхические ночи. Именно на Большие Дионисии ставились трагедии.
Вячеслав Иванов «Ницше и Дионис» Истоки исследования В. Ивановым дионисийского культа кроются в работах Ф. Ницше, расспатривавшим аполлоническое, созидающее начало, и дионисийское – хтоническое, темное, склонное к разрушению, как традиционо понимали учение Ф. Ницше. В. Иванов: «Ницще возвратил миру Диониса. Спящие в нас возможности человеческой божественности заставили нас вздохнуть о трагическом образе Сверхчеловека – о воплощении в нас воскресшего Диониса. Бога страдающего извечная жертва и восстание вечное – такова религиозная идея Дионисова оргиазма».
Вячеслав Иванов «Существо трагедии» Монада Аполлона: «Бог строя, соподчинения и согласия Аполлон есть мощь связующая и воссоединяющая; бог восхождения он возводит от раздельных форм к объемлющей их верховной форме».
Вячеслав Иванов «Существо трагедии» Диада (двойственная природа) Диониса: «Бог разрыва, Дионис, нисходя, приносит в жертву свою божественную полноту и целостность, наполняя собою все формы, чтобы проникнуть их восторгом переполнения и исступления, - и вновь, от достигнутого этим выходом из себя, и, следовательно, самоупразднением бесформенного единства обратить движимые силы к мнимому переживанию раздельного бытия. Дионис, как известно, - бог женщин по преимуществу, - дитя, ими лелеемое, их жених, демон, исполняющий их своим присутствием, вдохновением, могуществом – то блаженным, то мучительным безумием избытка, - предмет их жажды, восторгов, поклонения и, наконец, их жертва. Трагедия же, по своей природе, происхождению и имени, есть искусство Дионисово, - простое видоизменение дионисийского богослужебного обряда».
Элементы древнегреческой трагедии по Аристотелю Фабула (воспроизведение событий) – основа любой трагедии Характеры (то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц) Мысли (способность говорить отнрсящееся к делу и соответствующие обстоятельствам) Текст (объяснение действий посредством слов) Музыкальная композиция
Темпоральный и локальный аспект (Аристотель) Структура фабулы: начало, середина, конец. Одно событие проистекает из другого Временная длительность фабулы: во временных рамках события должны сменяться от счастья к несчастью и наоборот, причем развита фабула должна быть до надлежащей ясности Фабула должна обладать единством действия, т.е. группировать действия вокруг одного события с их четкой предметно-логической связью.
Действие Простое – без перипетий и узнавания, сохранена его непрерывность. Запутанное – используются узнавания и перипетии Перипетия – перемена события к противоположному по вероятности или необходимости. Узнавание – по предмету или внешнему признаку, а также о действии Сострадание и страх (несчастье, страдание, ужас). Катарсис – нравственное очищение, через сочувствие зрителя.
Композиционные элементы трагедии (по Аристотелю) Пролог – целая часть трагедии перед выступлением хора Эписодий – диалогическая часть Эксод – целая часть таргедии, за которой не бывает песни хора Парод хора – первая целая речь хора Стасим – песнь хора без анапеста и трохея (совр. – стоячая песнь хора) Коммос – общий плач хора и актеров
Древнегреческий театр 1. Орхестра – место для хора и актеров с жертвенником Дионису посредине 2. Скена – строение позади орхестры, в которм переодевались актеры 3. Театр – места для зрителей. ХОР – изначально 12 человек, затем – 15, не считая корифея, мог делиться на два полухория Количество актеров – от 1 до 3
ЭСХИЛ (525 г. до н.э. – 456 г. до н.э.) Род. в 525 г. до н.э. в Эвлевсине. В юности был свидетелем свержения тирании в Афинах. Принимал участие в греко-персидской войне, Сражался при Марафоне, Платеях и Саламине. В 456 г. до н.э. умер, находясь в сицилийском Городе Геле. Афиняне приняли после его смерти решение о повторных постановках его трагедий, чего не было до того никогда.
Новаторство Эсхила Ввел декорации и костюмы Ввел второго актера Сокращение партий хора и предоставление возможности вводить других действующих лиц Писал сюжетно связанные трилогии
Трагедии Эсхила, дошедшие до наших дней в полном объеме – 8 Просительницы (без датировки) Персы (478 г. до н.э.) Семеро против Фив (467 г. до н.э.) Прометей прикованный (без датировки) Орестея (459 г. до н.э.), тетралогия сохранилась не полностью: 1. Агамемнон 2. Хоэфоры (Приносительницы возлияний) 3. Эвмениды (Благоволящие) Не сохранилась сатировская драма «Протей», заключительная часть «Орестеи»
Софокл (495 г. до н.э г. до н.э.) Родился в 495 г. до н.э. в афинском предместье Колон. Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование. После битвы при Саламине, дважды был корифеем хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н.э.. Во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э. Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.
Новаторство Софокла Признание свободной воли человека, выделение его внутреннего «я». Затрагивается тема сочетания государственных интересов и личных побуждений Каждая трагедия – это законченное, целостное произведение, ибо Софокла интересует судьба отдельного человека, а не рода. Использование контрастного противопоставления героев (Антигона-Исмена). Хор перестает играть ведущую роль – теперь хор выражает мнение граждан, обычно совпадающее с мнением автора. Усилены перипетии, например, переход от неведения к узнаванию. Целеустремленность и напряженность действия приводят к логической развязке.
Трагедии Софокла, дошедшие до наших дней в полном объеме – 8 Трахинянки (ок до н. э.) Аякс («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.) Антигона (ок до н. э.) Царь Эдип («Эдип-тиран») (ок до н. э.) Электра (ок. 415 до н. э.) Филоктет (409 до н. э.) Эдип в Колоне (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.) Следопыты в Афинах (постановка 406 г. до н.э.)
Еврипид (ок. 480 г. до н.э. – ок. 406 г. до н.э.) Родился на острове Саламин, Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре самстал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз замастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой. Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э. Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.
Новаторство Еврипида Сам писал музыку для своих трагедий Критика мифологии Антивоенные тенденции Ключевым персонажем становится женщина Рабы и рабыни наделены собственной психологией и более не являются статистами Психологизм и проработка отдельных сцен и монологов, доведение до крайностей изображения душевных терзаний и переживаний Несоответствие аристотелевскому принципу единства времени и места действия
Трагедии Еврипида, дошедшие до наших дней – 20 Алкеста (438 г. до н. э., 2-е место) Медея (431 г. до н. э., 3-е место) Гераклиды (430 г. до н. э.) Ипполит (428 г. до н. э., 1-е место) Андромаха (425 г. до н. э.) Гекуба (424 г. до н. э.) Просительницы (423 г. до н. э.) Электра (413 г. до н. э.) Геракл (416 г. до н. э.) Троянки (415 г. до н. э., 2-е место) Ифигения в Тавриде (414 г. до н. э.) Ион (414 г. до н. э.) Елена (412 г. до н. э.) Финикиянки (410 г. до н. э.) Циклоп (408 г. до н. э., сатирическая драма) Орест (408 г. до н. э.) Вакханки (407 г. до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде») Ифигения в Авлиде (407 г. до н. э.) Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов) Фаэтон (ок.г. 420 до н. э.) Трагедия сохранилась частично.