Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 2014 г.
Утвержденные и перспективные меры государственной политики в области энергосбережения: инструменты, их целевое назначение, практика применения, критерии и условия эффективности Тема 1 © СПбГЭУ,
Рассматриваемые вопросы 1.Основные положения государственной программы и инструменты государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности. 2.Результаты реализации региональных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности и оценка их эффективности. © СПбГЭУ,
1.Основные положения государственной программы и инструменты государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности © СПбГЭУ,
Динамика цен на энергоносители © СПбГЭУ,
Энергоэффективность становится ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе. Неэффективные производства закрываются. Страны применяют точечные меры в сфере энергоэффективности (в основном в сфере жилищного хозяйства). 1. Точечные меры в сфере энергоэффективности Государства с учетом опыта "первой волны" вводят превентивные программы по повышению энергоэффективности для повышения конкурентоспособности национальных экономик. 2. Осознанная государственная политика Две волны повышения энергоэффективности связаны с резким ростом цен на энергоносители © СПбГЭУ,
Энергосбережение: мифы и реальность МифыРеальность Миф1. На энергосбережение не требуется значительных затрат На программы энергоэффективности разных стран приходятся колоссальный объем средств из различных источников Миф 2. В развитых странах высокая энерго-эффективность и низкое энергопотребление Государства с высоким уровнем жизни потребляют больше энергии Миф 3. Предприятия энергоэффективных стран добровольно повышают энергоэффективность Правительства таких стран используют жесткие меры запретительного характера © СПбГЭУ,
Нормативно-правовые основы политики РФ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Энергетическая стратегия России до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р). ФЗ от 23 ноября 2009 г. 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Госпрограмма РФ «Энергосбережение и повышение э/э на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г р). Госпрограмма РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», включающая 7 подпрограмм, в т.ч. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. 512-р). © СПбГЭУ,
Стратегическая цель государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности: Рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в: энергосбережении; повышении собственной энергетической эффективности; инвестировании в эту сферу. © СПбГЭУ,
Энергетическая стратегия: задачи по реализации энергосбережения Сферы и объектыДоля в общем объеме энергосбережения, % Жилые здания Электроэнергетика Промышленность Транспорт Теплоснабжение Оказание услуг Строительство Производство топлива5 - 6 Сжигание попутного газа5 - 6 Энергоснабжение госучреждений5 - 6 Сельское хозяйство3 - 4 © СПбГЭУ,
Государственная политика: механизмы повышения энергоэффективности Инструменты повышения энергоэффективности Тарифная политика Внедрение механизмов регулирования и стимулирования © СПбГЭУ,
Внедрение механизмов регулирования и стимулирования 1.Включение в отраслевые стратегии и программы развития ФОИВов индикаторов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, переход к аналогичной системе на уровне регионов. 2.Формирование системы отраслевых справочников наилучших доступных технологий с последующим введением механизмов стимулирования их внедрения. 3.Гармонизация требований по промышленной безопасности с соответствующими правилами ОЭСР и Европейского союза, направленная на стимулирование расширения использования энергосберегающих технологий. 4.Включение индикаторов в области энергоэффективности в состав критериев для оценки эффективности органов управления наиболее крупных потребителей энергетических ресурсов из числа компаний с государственным участием. © СПбГЭУ,
Внедрение механизмов регулирования и стимулирования 5.Разработка требований к технологиям и объектам, обеспечивающих постепенное ограничение использования энергетически неэффективных технологий, объектов и товаров с последующим ограничением их закупок и запретом на их использование. 6.Установление критериев и целевых индикаторов энергетической эффективности в процессе тарифного регулирования субъектов естественных монополий. 7.Стимулирование привлечения внебюджетного финансирования через корректировку правил выдачи субсидий из федерального бюджета и создание новой модели привлечения внебюджетных инвестиций в бюджетный сектор. © СПбГЭУ,
Основные организационные мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг 1.Организация учета используемых энергетических ресурсов на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и системам централизованного теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, и (или) иным системам. 2.Централизованного снабжения энергетическими ресурсами в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Основные организационные мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг 3.Проведение обязательных энергетических обследований органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений. 4.Проведение обязательных и добровольных энергетических обследований организаций сферы услуг. 5.Внедрение автоматизированных систем мониторинга потребления энергетических ресурсов и мониторинга осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Основные организационные мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг 6.Содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) государственными (муниципальными) учреждениями. 7.Обеспечение сохранения в распоряжении бюджетных учреждений экономии, полученной в результате осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. 8.Предоставление государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики»: подпрограммы 1.Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 2.Развитие и модернизация электроэнергетики. 3.Развитие нефтяной отрасли. 4.Развитие газовой отрасли. 5.Реструктуризация и развитие угольной промышленности. 6.Развитие использования возобновляемых источников энергии. 7.Обеспечение реализации государственной программы. © СПбГЭУ,
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" © СПбГЭУ,
Основные мероприятия подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» 1.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2.Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3.Модернизация государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее интеграция с государственной ГИС ТЭК системой топливно-энергетического комплекса. 4.Реализация образовательных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Основные мероприятия подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» 5.Развитие международного сотрудничества в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 6.Развитие механизмов финансовой поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 7.Оперативное управление подпрограммой. 8.Предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями. © СПбГЭУ,
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года; обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов; создание благоприятной экономической среды для энергосбережения и повышения энергетической эффективности; развитие правового и технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; поддержка стратегических инициатив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Цель реализации подпрограммы: формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности Задачи подпрограммы: повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации; развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
Целевые индикаторы достижения целей и решения задач подпрограммы Наименование индикатораЗначение к 2020г. Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта РФ за счет реализации подпрограммы 13,5% к уровню 2007г. Отношение ежегодного объема финансирования подпрограммы за счет средств внебюджетных источников к объему финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ 2 Удельный расход энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе 46 кг у.т. / кв. м в год Средний удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде 31,2 кг у.т. / кв. м в год © СПбГЭУ,
Основные мероприятия подпрограммы 1.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2.Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 3.Модернизация государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее интеграция с государственной информационной системой ТЭК. 4.Реализация образовательных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 5.Развитие международного сотрудничества в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 6.Развитие механизмов финансовой поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. 7.Оперативное управление подпрограммой. 8.Предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями. © СПбГЭУ,
Новая система управления энергоэффективностью на федеральном и региональном уровне Федеральный уровень Минэнерго берёт на себя ответственность за достижение сводных показателей энергоэффективности экономики: энергоёмкость ВВП; объём энергопотребления; объём энергосбережения, в т.ч. по видам ТЭР. Отраслевые министерства и ведомства берут на себя ответственность за достижение соответствующих показателей в своих отраслях Региональный уровень Утверждается Уполномоченный орган, ответственный за реализацию государственной политики в регионе, за достижение интегральных показателей энергосбережения и создание институциональной среды в области энергоэффективности. Отраслевые структуры власти отвечают за достижение соответствующих показателей по «своим» секторам. Для повышения эффективности процесса финансирования создаётся Региональный институт развития. © СПбГЭУ,
Характерные особенности целевой модели управления энергоэффективностью регионы должны стать мотором энергосбережения; региональные программы подлежат корректировке; региональный институт развития концентрирует ответственность за энергосбережение во всех отраслях экономики региона; на региональном уровне определяется форма и исполнитель роли регионального института развития. © СПбГЭУ,
Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности софинансирование расходных обязательств субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; стимулирование и содействие реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования на основе предоставления государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию соответствующих проектов; финансирование создания государственных информационных систем; финансирование научно-исследовательских работ; финансирование обучения лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. © СПбГЭУ,
возмещение затрат на проценты по кредиту;лизинговые платежи;частичная компенсация стоимости оборудования;государственно-частное партнерство;налоговый кредит / налоговые каникулы. Ключевые направления государственной поддержки проектов в области энергоэффективности – субсидии на реализацию проектов по энергоэффективности: © СПбГЭУ,
2. Результаты реализации региональных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности и оценка их эффективности © СПбГЭУ,
Задачи по энергосбережению и повышению энергоэффективности реализуется медленнее запланированного Темп снижения энергоёмкости ВВП за годы План 5 % Факт 4,6 % © СПбГЭУ,
Основные факторы, препятствующие достижению запланированных результатов 1.Значительный уровень износа основных фондов наиболее энергоемких секторов экономики. 2.Снижение инвестиционной активности в годы кризиса, увеличившее цикл реализации энергосберегающих проектов. 3.Отсутствие стимулов частного софинансирования проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности. © СПбГЭУ,
Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за годы привело к реальной экономии ресурсов: Сферы и объектыЭкономия ресурсов, % Электроэнергетика2 - 3 Производство углеводородов9 Теплоэнергетика 11 Промышленность1 - 3 Сектор услуг2 - 5 Транспорт0 - 3 © СПбГЭУ,
факт получения субсидий из Федерального бюджета достижение интегрального целевого показателя по удельной энергоёмкости региона объём привлечённых внебюджетных средств Основные критерии оценки деятельности сводного уполномоченного органа в регионе © СПбГЭУ,
своевременность и полнота реализации запланированных мероприятий достижение удельных показателей по энергоёмкости полнота и своевременность предоставления данных по энергоэффективности реализованных мероприятий Основные критерии оценки деятельности регионального отраслевого органа © СПбГЭУ,
Целевые показатели энергэоэффективности (на примере подпрограммы ЖКХ) Удельный расход ТЭР на выработку тепловой энергии котельными. Доля потерь в тепловых сетях. Удельный расход ЭЭ на нежилые помещения в жилых домах. Удельный расход тепловой энергии в жилых домах. Удельный расход ЭЭ, используемой при передаче ТЭ в системах теплоснабжения. Удельный расход ЭЭ, используемой для передачи воды в системах водоснабжения. Удельный расход воды в жилых домах. © СПбГЭУ,