Образ учителя в художественной литературе. Горбачева Татьяна, Михайлова Анна МОУ «Лицей 4» г.Чебоксары,8класс Образ учителя в художественной литературе. Горбачева Татьяна, Михайлова Анна МОУ «Лицей 4» г.Чебоксары,8класс Научный руководитель: Михайлова Валентина Никандровна Учитель русскго языка МОУ «Лицей 4» г. Чебоксары
Цель работы: Наша работа посвящена исследованию образа учителя в художественной литературе, сравнению учителей в разных произведениях литературы, выяснению какую роль играет учитель в жизни человека. Наша работа посвящена исследованию образа учителя в художественной литературе, сравнению учителей в разных произведениях литературы, выяснению какую роль играет учитель в жизни человека.
Задачи исследования Познакомиться с историей произведений про учителей. Познакомиться с историей произведений про учителей. Проанализировать особенности описания учителя. Проанализировать особенности описания учителя. Найти общие черты и различия описания и поведения учителей. Найти общие черты и различия описания и поведения учителей. Провести опрос учащихся. Провести опрос учащихся.
Актуальность Мы думаем наша задача актуальна, потому что произведения про учителей очень интересны и исследовать их очень увлекательное и познавательное занятие. Мы думаем наша задача актуальна, потому что произведения про учителей очень интересны и исследовать их очень увлекательное и познавательное занятие.
Введение «Вам, памятник, учителя, Я высек бы Из красного гранита Установил бы на просторе Большое человеческое сердце…» (А. Дусенбиев).
Кто же такой, наш школьный учитель? Учитель профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Но учитель это не только профессия и человек, который дарит нам знания, но и вторая мать, второй отец, которому мы доверяем, и которого ценим. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Учитель профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Но учитель это не только профессия и человек, который дарит нам знания, но и вторая мать, второй отец, которому мы доверяем, и которого ценим. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет.
Итак, начнем наше исследование. А как относились и относятся к учителям писатели и поэты? Чего общего у учителей, в известных нам произведениях художественной литературы?Какую роль играет учитель в жизни человека, в жизни общества? А как относились и относятся к учителям писатели и поэты? Чего общего у учителей, в известных нам произведениях художественной литературы?Какую роль играет учитель в жизни человека, в жизни общества?
Повесть Чингиза Айтматова Первый учитель. Главный герой повести Дюйшен - комсомолец, обучался грамоте в армии, решил научить детей тому, что знал сам. Он был в будёновке, в шинели из чёрного сукна. В заброшенном сарае, заткнув все щели, он принимал первых учеников. Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен.- Буду учить вас всему, что знаю сам…. И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивитель-ное терпение. Склоняясь над каждым учеником, показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял детям непонятные слова. Главный герой повести Дюйшен - комсомолец, обучался грамоте в армии, решил научить детей тому, что знал сам. Он был в будёновке, в шинели из чёрного сукна. В заброшенном сарае, заткнув все щели, он принимал первых учеников. Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен.- Буду учить вас всему, что знаю сам…. И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивитель-ное терпение. Склоняясь над каждым учеником, показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял детям непонятные слова.
Вывод: В этом произведении учитель играет огромную роль, на наш взгляд, Дюйшен совершил огромный подвиг для детей Киргизии. Благодаря ему, для этих детей открылся новый, интересный, невиданный мир Вывод: В этом произведении учитель играет огромную роль, на наш взгляд, Дюйшен совершил огромный подвиг для детей Киргизии. Благодаря ему, для этих детей открылся новый, интересный, невиданный мир
Рассказ А.Астафьева Фотография, на которой меня нет В рассказе «Фотография, на которой меня нет» у учителя нет имени. Мальчик его не запомнил. Но зато он навсегда запомнил его лицо. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» у учителя нет имени. Мальчик его не запомнил. Но зато он навсегда запомнил его лицо. «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, паленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так больше ничего особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза... Было ему лет 25, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком. И, конечно же, солидность ему придавало звание учителя.» «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, паленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так больше ничего особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза... Было ему лет 25, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком. И, конечно же, солидность ему придавало звание учителя.»
Вывод: В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. Учитель в этом произведении –особый человек(устами автора). Вывод: В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение. Учитель в этом произведении –особый человек(устами автора).
Рассказ В.Г.Распутина Уроки французского Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки уроки человечности и добра. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки уроки человечности и добра.
Вывод: В конце произведения автор с теплотой отзывается о своей учительнице, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репутацией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Вывод: В конце произведения автор с теплотой отзывается о своей учительнице, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репутацией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости.
Рассказ Ф.Искандера 13 подвиг Геракла Рассказ Ф.Искандера 13 подвиг Геракла Учитель математики-Харлампий Диогенович. Он властно и спокойно держал класс в руках, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным. Герой не сделал домашнее задание и решил сорвать урок. Учитель об этом догадался и в конце урока вызвал к доске. Ученик старается раньше времени не делаться смешным, содрогается от ужаса и отвращения. Но поздно, он уже поставил себя в смешное положение. После этого случая стал серьезней относиться к домашним заданиям. Учитель математики-Харлампий Диогенович. Он властно и спокойно держал класс в руках, никогда ни на кого не кричал, не уговаривал заниматься, не грозил вызвать родителей. Главным оружием Харлампия Диогеновича было делать человека смешным. Герой не сделал домашнее задание и решил сорвать урок. Учитель об этом догадался и в конце урока вызвал к доске. Ученик старается раньше времени не делаться смешным, содрогается от ужаса и отвращения. Но поздно, он уже поставил себя в смешное положение. После этого случая стал серьезней относиться к домашним заданиям.
Вывод: Герой благодарен учителю за то, что он смехом закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Вывод: Герой благодарен учителю за то, что он смехом закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.
Рассказ А.Платонова «Еще мама» Рассказ А.Платонова «Еще мама» В рассказе «Еще мама» учительница Аполлинария Николаевна для Артема оказалась второй матерью. Как мама она берет мальчика на колени, успокаивает напуганного мальчика. После уроков снова объясняет терпеливо то, что Артем не понял, обрабатывает ему ранку и провожает его домой. В рассказе «Еще мама» учительница Аполлинария Николаевна для Артема оказалась второй матерью. Как мама она берет мальчика на колени, успокаивает напуганного мальчика. После уроков снова объясняет терпеливо то, что Артем не понял, обрабатывает ему ранку и провожает его домой. А на следующее утро он собирается в школу спозаранку, объясняя матери, что там его ждет Аполлинария Николаевна, и что она наверно соскучилась по нему. Он так и воспринимает, раз она тоже мама, значит соскучилась по нему А на следующее утро он собирается в школу спозаранку, объясняя матери, что там его ждет Аполлинария Николаевна, и что она наверно соскучилась по нему. Он так и воспринимает, раз она тоже мама, значит соскучилась по нему
Вывод: В жизни бывает и такое, что учитель оказывается и второй матерью, и опорой, и поддержкой.Именно такая ситуация была в этом произведении.Аполлинария Николаевна становится мальчику второй мамой. Вывод: В жизни бывает и такое, что учитель оказывается и второй матерью, и опорой, и поддержкой.Именно такая ситуация была в этом произведении.Аполлинария Николаевна становится мальчику второй мамой.
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» В этом произведении об учителе говорится совсем немного, но все же он там есть.Бопре-парикмахер,солдат,учитель.Бопре- добрый,ветреный, беспутный. Слабость Бопре – страсть к прекрасному полу.Он-враг бутылки-любил хлебнуть лишнего. Пете Гриневу очень нравился Бопре, они с ним жили душа в душу.Бопре и не учил его толком, да и Петруша был не против. Только Савельич, был против, будто своих людей мало! В этом произведении об учителе говорится совсем немного, но все же он там есть.Бопре-парикмахер,солдат,учитель.Бопре- добрый,ветреный, беспутный. Слабость Бопре – страсть к прекрасному полу.Он-враг бутылки-любил хлебнуть лишнего. Пете Гриневу очень нравился Бопре, они с ним жили душа в душу.Бопре и не учил его толком, да и Петруша был не против. Только Савельич, был против, будто своих людей мало!
Вывод:Бопре привил к Гриневу младшему плохие привычки. Выпивка, самоуправство, начали преобладать в Гриневе, после того, как он покинул дом. Вывод:Бопре привил к Гриневу младшему плохие привычки. Выпивка, самоуправство, начали преобладать в Гриневе, после того, как он покинул дом.
Рассказ Ю.Нагибина «Зимний дуб» Рассказ Ю.Нагибина «Зимний дуб» «Зимний дуб» кажется рассказом не об учителе, а о мальчике Савушкине, который лучше понимает красоту природы, но Ю. Нагибин показывает нам как учительница Анна Васильевна признает свою неправоту. И у читателя остается уверенность, что Анна Васильевна обязательно станет любимой учительницей своих учеников «Зимний дуб» кажется рассказом не об учителе, а о мальчике Савушкине, который лучше понимает красоту природы, но Ю. Нагибин показывает нам как учительница Анна Васильевна признает свою неправоту. И у читателя остается уверенность, что Анна Васильевна обязательно станет любимой учительницей своих учеников
Вывод:Учительница,признавая свою неправоту, показывает, что каждый имеет право на ошибку, просто нужно ее признать.Такой учитель, на наш взгляд очень многому мог бы научить учеников. Вывод:Учительница,признавая свою неправоту, показывает, что каждый имеет право на ошибку, просто нужно ее признать.Такой учитель, на наш взгляд очень многому мог бы научить учеников.
Повесть Л.Толстого «Детство» Повесть Л.Толстого «Детство»