Специальная оценка условий труда 1
ТРЕБУЕТСЯ УНИФИКАЦИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ: 2 аттестация рабочих мест специальная оценка условий труда ДО г. БЫЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ТРИ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА РАБОТНИКА РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАК В ЦЕЛЯХ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР, ТАК И В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТНИКОМ ЕГО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ государственная экспертиза условий труда
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" 3
4 НАСТОЯЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗАКОНА Федеральным законом 421 от (законом «спутником») предусмотрены: Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации и иные законодательные акты в части определения специальной оценки условий труда как основания для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда Изменения в законодательстве о страховых взносах в ПФР в части дифференциации тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда Изменения в пенсионном законодательство в части определения условий пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в ПФР, а также особенности сохранения и учета прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки 1 и 2 Нормативные правовые акты Правительства России и Минтруда России, конкретизирующие условия, порядок проведения специальной оценки условий труда, предоставления гарантий и компенсаций
Статья 22 Трудового Кодекса Основные права и обязанности работодателя До 31 декабря 2013 г.С 1 января 2014 г. … исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. … исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. 5
Статья 212 Трудового Кодекса. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда До 31 декабря 2013 г.С 1 января 2014 г. … проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; … проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; … 6
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Статья 3. Специальная оценка условий труда 1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 7
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" Приказ Минтруда России 33н от 24 января 2014 г. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению 8
9 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ гл.2,статьи 8-10) Работодатель (председатель комиссии), его представители, включая специалиста по охране труда Представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) Эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда Представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по договору гражданско- правового характера для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда Комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным
10 ЭТАПЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Идентификация (выявление) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10) Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11) Исследования и измерения фактических значений указанных факторов (ст.12) Классификация условий труда по классам (ст.14): (4 класса – оптимальные, допустимые, вредные, опасные)
11 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места, сотрудников, чьи профессии предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года, или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или на которых по результатам ранее проведенных аттестации были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Все остальные рабочие места Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда Дополнительные тарифы страховых взносов в ПРФ Иные гарантии и компенсации ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
12 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов – сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда Учитывает все возможные факторы производственной среды и трудового процесса…, результатов ранее проводившихся измерений и исследований факторов производственной среды и трудового процесса, случаи производственного травматизма или установления профессионального заболевания, предложения работников по идентификации потенциально вредных (опасных) производственных факторов.
13 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ Перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных и опасных производственных факторов рабочих местах с выявленными вредными факторами определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРТОМ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА. РЕЗУЛЬТАТЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ КОМИССИЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЭКСПЕРТОМ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА. РЕЗУЛЬТАТЫ УТВЕРЖДАЮТСЯ КОМИССИЕЙ
выявлениесопоставление Принятие решения о замерах оформление 14 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ
ВЫЯВЛЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ, ИСТОЧНИКОВ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ техническая (эксплуатационная) документация на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте; технологическая документация, характеристик технологического процесса;Должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работника; проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений); характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок); декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям; результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов. 15
Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с вредными и (или) опасными факторами производится путем сравнения их наименований. Сопоставление и установление Совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям… Факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором. Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном разделом III Методики. 16 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ
В случае если вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены или наименования имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса не совпадают с наименованиями вредных и (или) опасных факторов, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. Условия труда на рабочем месте, на котором отсутствуют вредные и (или) опасные факторы, признаются комиссией допустимыми условиями труда. Работодателем в установленном порядке обеспечивается подача в отношении такого рабочего места декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. 17 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) ФАКТОРОВ
18 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (426-ФЗ, ст. 11) Оформляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Приказ Минтруда России 80н от 7 февраля 2014 г.) Декларация соответствия условий труда Ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет Срок действия считается продленным на следующие 5 лет в случае отсутствия за период действия декларации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых принята указанная декларация
19 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (429-ФЗ, ст. 12) Исследования и измерения фактических значений идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда Использование аттестованных в установленном порядке методик измерений и соответствующих им поверенных средств измерений, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений Возможность использования в качестве результатов исследований и измерений идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов результаты исследований и измерений, полученные в ходе организованного на рабочем месте производственного контроля в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в том числе испытательной лабораторией (центром) работодателя
измерения вредных и опасных факторов штатный производствен- ный (технологичес- кий) процесс штатная деятельность с учетом производствен- ного оборудования, материалов и сырья 20 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (426-ФЗ, ст. 12)
ВРЕДНЫЕ И (ИЛИ) ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА (426-ФЗ, ст. 13) вредные и (или) опасные факторы производ- ственной среды: физические факторы химические факторы биологические факторы вредные и (или) опасные факторы трудового процесса: тяжесть трудового процесса напряженность трудового процесса связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат 21
22 КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ, ст. 14) Оптимальные условия труда (1 класс) условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует, либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности Допустимые условия труда (2 класс) условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и опасные факторы, уровни воздействия которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены Вредные условия труда (3 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами, включая подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности Опасные условия труда (4 класс) условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов, уровни воздействия которых способны в течение рабочего дня (рабочей смены) (или их частей) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности
23 СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку, на одну степень в соответствии с Методикой* (426-ФЗ, ст.14, п.6) В случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку, на одну степень в соответствии с Методикой* (426-ФЗ, ст.14, п.6) *Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ, утверждается Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК *Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ, утверждается Минтрудом России по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения РТК
24 Использование результатов специальной оценки условий труда Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ! Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации Установление объема гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени) Сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций, при условии их занятости во вредных условиях труда Существенное усиление роли профессиональных союзов в сфере охраны труда
Переходные положения 25 В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации … При этом для целей, определенных статьей 7 («Применение результатов проведения специальной оценки условий труда») настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. (426-ФЗ ст. 27 п.4) ! в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. (421-ФЗ ст.15 п.3) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. (421-ФЗ ст.15 п.3)
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ Статья 147 ТК. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 117 ТК. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 92 ТК. Сокращенная продолжительность рабочего времени 26
Статья 92 Трудового кодекса РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени До 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г., после проведения специальной оценки для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. 27
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ Статья 147 ТК. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 117 ТК. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 92 ТК. Сокращенная продолжительность рабочего времени 28
Статья 117 Трудового кодекса РФ. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда До 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г., после проведения специальной оценки. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. 29
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ Статья 147 ТК. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 117 ТК. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда Статья 92 ТК. Сокращенная продолжительность рабочего времени 30
Статья 147 Трудового кодекса РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда До 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г., после проведения специальной оценки. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. 31
ФЗ, ст.9, п. 2.1 Внести изменения в Федеральный закон от ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: 421-ФЗ, ст.9, п. 2.1 Внести изменения в Федеральный закон от ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: В зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный48% Вредный3.47% 3.36% 3.24% 3.12% Допустимый20% Оптимальный10% 6% 4%
33 ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ гл. 3, ст.19) ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРТЫ Аккредитация Сертификация Федеральная служба по аккредитации РЕЕСТР ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРОВОДЯЩИМ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА 34
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦОЦЕНКУ (426-ФЗ гл. 3, ст. 20) 35 высшее образование дополнительное образование в области специальной оценки условий труда опыт работы в области оценки условий труда сертификат эксперта медицинское образование (для не менее чем одного эксперта)
36 ИНФОРМАТИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦОЦЕНКИ (ст. 18) Федеральная государственная информационная система учета результатов специальной оценки условий труда Минтруд России Пенсионный фонд Российской Федерации Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования Федеральная служба по труду и занятости Фонд социального страхования Российской Федерации Организации, проводящие специальную оценку условий труда Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Вводится в действие с 1 января 2016 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
37 ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (426-ФЗ, ст. 24) по запросам работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений за счет средств заявителя по представлению Роструда или его территориальных органов в связи с проводимыми мероприятиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона за счет средств федерального бюджета Экспертиза качества специальной оценки условий труда заменит существующую процедуру государственной экспертизы условий труда
38 ГОСУДАРСТЕННЫЙ НАДЗОР И ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ 426-ФЗ (ст. 25) РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РОСТРУД Нет нарушений Нарушения имеются Штраф, дисквалификация эксперта и (или) приостановление деятельности аккредитованной организации Информация в Росаккредитацию и Минтруд России ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА
39 РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА Участие в специальной оценке условий труда Опротестование (обжалование) результатов специальной оценки условий труда в Роструде или суде. Инициация проведения внеплановой специальной оценки условий труда Корректировка уровня предоставляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда в ходе коллективных переговоров В ряде случаев выявление вредных факторов может осуществляться профсоюзным инспектором труда (если это отражено в коллективном договоре)